"Про речь" 
     сайт учителя-логопеда Рузавиной Екатерины Сергеевны

Развитие фонематического восприятия

    

 1. Роль фонематического восприятия в подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
     2. Об использовании зрительных символов  (Т. А. Ткаченко) при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи






1. Роль фонематического восприятия в подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

     Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

     Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

    Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-­грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

    Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы                 ( фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

      Доктор наук, профессор Левина Р. Е. , стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и  средств  преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.

      Данной  проблемой занимались такие исследователи, как:  Гриншпун Б. М.,  Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В., Спирова Л. Ф., Ястребова А. В., Пожиленко Е. А., Ткаченко Т. А., Селивёрстов В. И., Коноваленко В. В., Кирьянова Р. А. и  другие.

 

 

1. 1. Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа

    При разработке и подборе упражнений для начального, пускового, а следовательно, самого важного этапа логопедической работы  по формированию фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней.

  • Узнавание неречевых звуков

  • Различение одинаковых  звукокомплексов по высоте, силе и тембру

  • Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов

  • Дифференциация фонем.

  • Развитие навыков элементарного звукового анализа.

     Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобранную систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает  Маша», «Где  звучит?», «Мир звуков», «Кто позвал?» и т. д., формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

    Очень важна работа с детьми по различению правильного и дефектно произнесенного звука. Необходимость развития у дошкольников с дефектами речи слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения.

    Для достижения этой цели используется ряд игр и упражнений, направленных на различение правильного и дефектно произносимого звука в чужой и собственной речи, проводимых в определенной последовательности: детям предлагается определить неправильное произношение

1. звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

2. звуков в словах различной позиции (в начале, в середине, в конце, без стечения и со стечением согласных);

3. звуков во фразах.

    Наряду с имитацией неправильного произношения звуков необходимо произносить и правильно. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

 

Игры для примера:

 «Грустно-весело»

Детям предлагается прослушать ряд слов или фразу, если услышат неправuльное произношение – дети делают недовольное или грустное лицо, а при правильном произношении они улыбаются.

 «Подними флажок»- на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый.

Аналогичные игры: «Помоги Незнайке», «Внимательные ушки» и др.

     В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Игры для примера:

 «Подбери пару» - разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже.

«Скажи в рифму» - придумать слова, которые звучат похоже.

«Назови непохожие звуки?» - кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.

«Лишнее слово» - канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.

«Подскажи словечко» -  читается четверостишье, а последнее слово должен подсказать ребёнок так, чтобы оно подошло не только по звучанию, но и по смыслу.

«Найди картинку» - читается стихотворение, ребенок подбирает картинки, соответствующие смыслу.

      При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры­ открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением.

Примеры: та-па-ка, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-пта­-пто, и т. д.

«Какие звуки меняются?»- ну-ну-но--.

    Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать дифференциацию звуков и развитие слухового внимания.

Для примера:

 «Угадай, кто (что) это?» «Какой звук лишний?»- а, у, и, о.

«Различай и повторяй»- предложить повторить только звук «С», или слова с этим звуком.

«Поймай звук» - ребёнок выделяет заданный звук а)из ряда звуков  б)из ряда слогов  в)из слов г)из фразы, хлопая в ладоши.

«Нажми на кнопку» -  ребёнок, услышав мягкий звук нажимает на зелёную кнопку, а услышав твёрдый звук – на синюю.

«Подскочи или нажми» - ребёнок подскакивает на звук «Й», а на «ЛЬ» нажимает на кнопку.

«Письма для Томы и Тёмы» - дети отбирают картинки со звуком «Т» - для Томы, а со звуком «Ть» - для Тёмы.

«Две рейки» - отбор картинок по твёрдости-мягкости или по глухости-звонкости.

«Бегите ко мне» - дети подбегают к педагогу, услышав заданный звук;

                             - подбегают лишь те дети, у которых на картинках есть слова с заданным звуком.

«4 лишний» - выделение лишнего слова по акустическому признаку.

     Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, уаи, ауио и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые - он, ас, ух; открытые - ко, па, ну);

в) слоги со стечением согласных (акс, кту, сло и т. д. );

г) слоги без стечения согласных;

1.     односложные (том, кум, уж, вес);

2.     двусложные (мука, папа, пума, Паша);

д) слова со стечением согласных:

1.     двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, тучка, майка, весна);

2.     односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, стоп, план);

3.     односложные слова со стечением согласных в конце слова (фильм, пост, пуск, рост);

4.     двусложные слова со стечением согласных в начале слова (дрова, крупа, Гриша);

5.     двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (пломба, брошка, стирка);

е) трехсложные слова (качели, ромашка, пастила, простынка).

     Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1.     Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов).

2.     Выделить слог с определенным звуком.

3.     Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.

4.     Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок

5.     Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6.     Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Игры для примера:

«Ходит ёжик вдоль дорожек…» - определение местоположение звука в слове с помощью нарисованной дорожки и игрушки-ёжика. Передвигая ёжика и проговаривая слово наглядно видно, где расположен заданный звук (в начале, в конце или в середине).

«Эхо» - ребёнок повторяет за логопедом первый или последний звук.

«Что сначала-что потом?» - ребёнок называет звуки в слове по порядку.

«Считалочка» - «Мы с тобою так играем: слова на «К» мы выбираем.

                                 Корка, горка, кот, жетонвыходи из круга вон!»

«Лови-не лови» - педагог кидает ребёнку мяч, произнося слово.

Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ловит мяч, если нет – отбивает.

«Называй и кидай» - дети придумывают слова на заданный звук и кидают мяч педагогу, одновременно произнося своё слово.

      Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.



 2. Об использовании зрительных символов  (Т. А. Ткаченко) при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи


Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на становлении всех компонентов языковой системы.

В своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Можно полагать, что эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в той или иной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.

Указанные особенности приводят к тому, что дети с данной речевой патологией с трудом овладевают следующими навыками:

  1. Анализом и синтезом сочетаний из трёх гласных звуков.
  2. Выделением гласного из начала слова (особенно в безударной позиции).
  3. Выделением гласного звука в середине односложных слов типа сок, мак
  4. Выделением в слове одновременно двух гласных звуков.
  5. Определением последнего гласного звука в словах типа сижу, окно, сова.

Причем, последние три навыка, если упражнения проходят с опорой только на слуховое восприятие, вообще не усваиваются детьми данного возраста.

В связи с отмеченными трудностями, я искала пути, позволяющие максимально облегчить детям, страдающим ОНР, понимание и усвоение учебного материала по формированию навыков звукового анализа.

Обучающий эксперимент проходил на базе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи и состоял в следующем: детям 5-ти летнего возраста предлагали дополнительную к слуховой зрительную опору при восприятии изучаемых звуков.

Подобной опорой являются зрительные символы – геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук «у» - обозначается маленьким кружочком, звук «а» - большим кругом, «о» - овалом, вытянутым по вертикали, звук «и» - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук «ы» - нижней половинкой круга. Звук «э» не включён в программу первого года обучения, так как слов с этим звуком в русском языке не более 10-ти, а это недостаточно для формирования звукового обобщения.

Все зрительные символы делаются из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму.

Необходимо отметить, что указанные заменители предлагаются детям последовательно, в общепринятом порядке (У, А, И, О), по мере прохождения соответствующего гласного звука на занятиях и только после твёрдого усвоения его артикуляции.

Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

После прохождения на занятиях звуков У,А,И и усвоения зрительных образов соответствующих символов можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трёх указанных звуков.

Игра «Прочитай, не ошибись»
Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят (хором и по одному) сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т.д.
Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?

Игра «Сосчитай и отложи»
Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т. е. синтезировать задаваемые звуки)
У каждого ребёнка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о.
Воспитатель произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои и т.д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы.
Затем логопед спрашивает детей:
- Сколько звуков я сказала? Повтори их.
- Какой 1-й звук? 2-й? 3-й?
-Какой последний звук?
-Что получится, если соединить звуки «а» и «у»? «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания).

Игра «Подними фигурку»
Цель: упражнять детей в выделении трёх гласных звуков из потока гласных и согласных звуков; развивать внимание и память.
У детей на столах заменители звуков а,у,и. Воспитатель медленно произносит гласные и согласные звуки: и-о-а-к-п-и-о-р-у-и-о-м-и и т.д. Дети поднимают соответствующие фигуры, услышав какой-либо из трёх, представленных заменителями звуков. Следует отметить, что без опоры на символы дети в этих условиях не могут выделять даже два звука.

Игра «Разложи картинки»
Цель: научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова.
На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки).
Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове.
Подобным образом происходит обучение дифференциации звуков «а-и», «и-у», «у-о», находящихся в начале слов.
Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и», что без зрительных символов даётся детям с большим трудом.

Игра «Выбери картинки»
Цель: развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов.
На наборном полотне выставляются картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки «а, у, и, о».
Даётся задание: выбрать с полотна картинки, названия которых начинаются на звуки «а» и «у».
Затем вызываются двое детей и им даются в руки зрительные символы названных звуков: одному большой круг, другому маленький. Дети, постоянно контролируя своё слуховое восприятие с помощью зрительной опоры, выполняют задание.
После того, как картинки отобраны каждый из отвечающих ставит на полотно свой звуковой символ и называет свои картинки, выделяя голосом первый звук в словах. Остальные дети контролируют правильность ответов. Отметим, что подобное задание без заменителей звуков дети выполнить не в состоянии, так как быстро забывают, какой звук они должны искать в начале слова.

Игра «Повтори за мной»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, упражнять в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из трёх и четырёх слогов.
Произносится слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками, например: то-ту-та. Одновременно выставляются на полотне в ряд символы произнесённых слогообразующих гласных «о-у-а». Затем логопед просит детей повторить слоговой ряд.
Воспроизведение слоговых рядов при помощи заменителей позволяет детям удерживать в памяти и воспроизводить до 4-5 слогов. Причём, у детей это не вызывает трудностей, а занятия проходят живо, интересно и дают большой обучающий эффект.
После произнесения слоговых рядов со зрительной опорой дети гораздо легче повторяют те же слоговые сочетания на слух.

Игра «Что я пропустила?»
Цель: упражнять в анализе звукового состава слова.
У детей на столах заменители звуков «у,и,а,о».
Логопед обращается к детям: «Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук».
Четко, сохраняя ударение, произносятся примерно такие сочетания звуков:
-тка, -голка, -слик, -грушки и т.д. Дети поднимают соответствующие символы и произносят каждое слово целиком, называя первый звук.
После того, как дети овладели умением выделять первый и последний звук в словах, научились анализировать обратный слог типа ак, ут, можно переходить к выделению гласного звука из положения после согласного в односложных словах типа мак, сок.
Вот вариант одной из игр на эту тему.

Игра «Что в середине слова?»
Цель: учить детей выделять гласный звук в середине односложных слов.
На наборном полотне выставляются картинки, на которых изображены сыр, мак, кот, кит и т.д. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставляются символы звуков «а, у, и, о,» (по три штуки на каждый звук). Вызванный ребёнок громко и чётко произносит каждое слово, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор, пока самые «слабые» дети не научатся справляться с заданием.

Игра «Какой звук спрятался в слове?»
Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов.
У детей на столах символы звуков «а, у, и, о». Даётся задание: внимательно слушать слова и искать, какой звук «спрятался» в середине слова. Затем медленно, выделяя голосом гласный звук, логопед произносит слова: сок, мир, кот и т.д. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова.

Опыт позволяет утверждать, что данные приёмы при обучении звуковому анализу детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи дают возможность добиться прочного усвоения полученных знаний, без которых не возможно обучение.

Использование специальных символов:
*обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зритель­ных, слуховых, кинестетичес­ких, мышечных ощущений) в про­цессе знакомства со звуком)
*усиливает речевые кинестезии
(базалъный компонент второй сигнальной системы);
улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;
ускоряет нормализацию произно­шения дошкольников;
расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счет ран­него овладения навыками звуково­го анализа.

Использованная литература:

1. «Специальные символы   в подготовке детей 4 лет
к обучению грамоте»  Т.А. Ткаченко - М.: «Гном»

2. Журнал «Дефектология» №6 за 1985 г. стр. 68 – 70