"Про речь" 
     сайт учителя-логопеда Рузавиной Екатерины Сергеевны

Подготовка к школе детей с нарушениями речи

     ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя три

сферы: 1) психологическую 2) психофизиологическую

3) коммуникативную.

1) Психологическая готовность к школе – это формирование познавательной и учебной мотивации, физическая саморегуляция ребёнка к непривычному для него процессу учения (умение сохранять на требуемый промежуток времени статичную позу – усидчивость, умение сбрасывать мышечное напряжение путём незначительной смены статичных положений, умение напрягаться – держать произвольное внимание – слушать не отвлекаясь, писать, сколько нужно без ущерба для здоровья, элементарно коррегировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую не в соответствии со своими желаниями, а в соответствии с указанием педагога).

Проводятся исследование психологической стороны готовности к школе:
а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка.
б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника. в) Исследование самооценки ребёнка и др.

2) Психофизиологическая готовность к школе – развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, общей моторики, мелкой моторики пальцев рук, моторики глаза, готовность речевого аппарата, наличие правильного дыхания. У детей с речевыми нарушениями психические функции развиваются особо (к школе ещё не сформировано словесно-логическое мышление, плохая память, внимание неустойчивое,  моторика развита недостаточно и т. д.).

Методики  исследование психофизиологической стороны:

1. Выявление  у ребенка умения ориентироваться в работе на образец, умения точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, отсутствия какой-либо детали на рисунке (методика «Домик»);

2. Методика исследования обучаемости А. Ивановой;
3. Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению. Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. (методика «Сюжетные картинки»); Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.

4. Методики исследования внимания, а также зрительной памяти, мыслительных операций: «Расставь точки», «Корректурные пробы», «Таблицы Шульте», «Найди различия», «Лабиринты», «Послушай и воспроизведи» и др.

5. Методики исследования слухового и  зрительного (цветового восприятия, восприятия признаков формы) и пространственного отношения: «Составь целое из частей», «Составь фигуры», «Выкладывание фигур»,  «Слуховой диктант» и др.

6. Методики исследования памяти, речи и мыслительных операций: «Что изменилось?», «Опосредованное запоминание» по А. Н. Леонтьеву, «Пиктограммы», «Запомни-повтори» и др.

7. Методики исследования мыслительных операций и речи: «Классификация и обобщение предметов», «Установи сходства и различия», «Выделение 4-го лишнего», «Установление последовательности событий», «Установление закономерностей», понимание загадок, пословиц, поговорок и т. д.

3) коммуникативная готовность к школе – это умение общаться (как со сверстниками, так и со взрослыми), умение преподнести материал, сформулировать свои мысли. Это сформированность всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны, связной речи. Дети с нарушением речи испытывают большие трудности в этой сфере.

                   Исследование фонематического восприятия:

Проводятся игры: «Запомни-повтори», «Эхо», «Поймай звук», «Подскажи словечко», «Звуковые прятки» и др.

Исследование лексико-грамматического строя речи:

Проводятся игры: «1-много», «1-2-5», «Мой-Моя-Моё», «Нет чего?», «У кого кто?»,  «Какой лист? Какая ветка?», «Назови ласково»,  «Чьё ухо? Чей хвост?», «Кот-наоборот», «Незнайка», подбор признаков к предметам, подбор действий к предметам», «Кто что делает?», выполнение сложных инструкций (предложно-падежные отношения) и др.

                       Исследование связной речи:

По методикам: «Составь предложения», «Деформированная фраза», составление рассказа по картине, составление рассказа-описания, составление рассказа по серии сюжетных картин, пересказ, рассказ по представлению т. д.

      Таким образом, готовность к школе – это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое, физическое развитие, которое обеспечит ребёнку с нарушением речи лёгкую адаптацию к новому этапу жизни.