"Про речь" 
     сайт учителя-логопеда Рузавиной Екатерины Сергеевны

Развитие мелкой моторики

Технологии развития мелкой моторики

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики под­готавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, И. B. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозави­симость речевой и моторной деятельности, то при нали­чии речевого дефекта у ребенка особое внимание необ­ходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправ­ление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимули­рующим влиянием на развитие речи являются, по мне­нию М.М. Кольцовой, и «мощным средством повыше­ния работоспособности головного мозга».

У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

Работа по развитию кистей рук проводится система­тически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:

а)  упражнения для развития мелкой моторики вклю­чаются в занятия логопеда и воспитателей;

б)  игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в)  пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специаль­но отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями;

г)  игры и действия с предметами — на физкультур­ных занятиях.

В начале учебного года дети часто испытывают за­труднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, внача­ле выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному вы­полнению.

Можно рекомендовать следующие эффективные при­емы развития мелкой моторики рук.

 

 

1. Кинезитерапия

От греч. kinesis — движение, therapia — лечение.

В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следова­тельно, учиться и постигать.

Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздей­ствовать на его развитие, — с другой.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба вы­полняется в прямом и обратном (от мизинца к указатель­ному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8- 10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

«Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

«Ребро—ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

«Домик». Соедините концевые фаланги выпрямлен­ных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием на­жмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

«Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонталь­ном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

«Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».

«Подъемный кран-1». Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальца­ми возьмите карандаш со стола, приподнимите и опус­тите его. Сделайте то же левой рукой.

«Подъемный кран-2». Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коро­бочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

«Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и бе­зымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

«Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригре­ло солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляют­ся руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

«Рожицы». Выполняйте различные мимические дви­жения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивай­те губы трубочкой, широко открывайте рот.

«Умывание лица». Приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до под­бородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

«Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к дру­гу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участво­вать все пальцы обеих рук.

«Змейка-2». Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по часовой стрелке и против (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновре­менно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поме­няйте положение рук «с точностью наоборот».

«Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.

«Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка на­жав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. По­вторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении — вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

«Клоун». Совместные движения глаз и языка. Вы­двинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатывают­ся однонаправленные движения, затем — разнонаправ­ленные.

«Непослушный язык». Движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

«Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выпол­ните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

«Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который да­дут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Дру­гой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

 

 

2. Гидрогимнастика

Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново­го мячика, одну или двух бусинок, массажёров, малень­ких фигурок, палочек, карандашей и т. Д.

 

3. Су-джок терапия

Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причи­на ее силы и безопасности.

На кистях и стопах располагаются системы высоко­активных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшен­ном виде анатомическое строение организма (рис. 1).

При ходьбе, беге, работе руками происходят есте­ственная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекар­ство от болезней — движение и работа.

Из всех частей тела человека кисть наиболее похо­жа на него по форме. При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный па­лец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымян­ный палец левой кисти соответствуют правой ноге. Бе­зымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого паль­ца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соот­носится с областью живота.

Стимуляция точек соответствия приводит к излече­нию. Неправильное применение никогда не наносит че­ловеку вреда — оно просто неэффективно

На предполагаемые точки соответствия нужно на­давливать с равной силой и не слишком сильно с самого начала.

Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция непроизвольное движение из-за резкой боли). Для дос­тижения лечебного эффекта необходимо ее стимулиро­вать. Сделать это можно разными способами.

Например, диагностической палочкой. Массаж точ­ки проводить вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немно­го сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и по­явления ощущения тепла в ней.

В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найден­ные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния.

Многократный массаж зон соответствия приводит к улуч­шению состояния.

Массаж можно осуществлять семенами, массажерами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.).

Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эф­фективным способом профилактики и лечения болез­ней является массаж пальцев, кистей и стоп эластич­ным кольцом.

Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту проце­дуру необходимо повторять несколько раз в день.

При ручном массаже указательным или большим пальцами необходимо хорошо размассажировать точки соответствия до появления в них ощущения тепла, ис­чезновения боли и затвердений.

Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногте­вых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. По­этому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Мож­но рекомендовать следующие приемы самомассажа: по­глаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результа­тивность показывает использование массажеров для рук. В комплекс могут входить упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

«Разведчик». Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проде­лайте то же для другой руки.

«Пила». Кисть и предплечье левой руки расположи­те на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны ле­вой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

«Спиралька». Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фа­ланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделай­те то же для правой руки.

«Бег по камешкам». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

«Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

«Самомассаж». Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнуты­ми указательным и средним пальцами правой руки де­лайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для пра­вой руки.

«Погреем ручки». Движения, как при растирании замерзших рук.

«Бинокли». Составление из пальцев овалов. Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочеред­но каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.


«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

      Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.              

       В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

      Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.

Задачи:                                                                                         

  • Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  • Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

 Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

10. Компьютерная презентация: Сказка «Ежик на прогулке» /Приложение №1/

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/

       Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

     Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Приложение №1

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Упражнения с шариком массажером Су – Джок

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Приложение №2

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

 

2. На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

 

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.


 

4. Японская методика пальцевого массажа

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опре­деленный орган:

· массаж большого пальца повышает активность мозга;

· массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

· массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

· массаж безымянного пальца стимулирует печень;

· массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напря­жение.

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систе­му упражнений для самомассажа.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медлен­но поднимаются к основанию. Такой массаж желатель­но сопровождать веселыми рифмовками.

Массаж ладонных поверхностей каменными, метал­лическими или стеклянными разноцветными шарика­ми «марблс». Их нужно:

· вертеть в руках;

· щелкать по ним пальцами;

· «стрелять»;

· направлять в специальные желобки и лунки-отвер­стия, состязаться в точности попадания. Массаж грецкими орехами:

· катать два ореха между ладонями;

· один орех прокатывать между пальцами;

· удерживать несколько орехов между растопыренны­ми пальцами ведущей руки и обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами:

· пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

· удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

 

 

5. Игровые упражнения

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:

 

Оборудование: пуговицы.

Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

 

Оборудование: разноцветные скрепки.

Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

 

Оборудование: использованная фотопленка.

Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфора­ции мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

 

Оборудование: вата.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растя­нуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скру­тить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

 

Оборудование: нитки, шнурки, тесьма.

Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках раз­ные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.

 

Оборудование: пустые деревянные катушки.

Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.

 

Оборудование: винтики, шурупы, гайки.

Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой малень­кой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

 

Материал: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Содержание выполняемых действий: описывать сход­ство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

 

Оборудование: прищепки, защипы  для волос и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конст­рукции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготав­ливать игрушки.

 

Оборудование: игровое тесто, глина, песок.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; ле­пить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

 

Оборудование: «сухие бассейны» — емкость, напол­ненная горохом.

Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

 

Оборудование: веревки капроновые плетеные.

Содержание выполняемых действий: завязывание узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами.

 

Оборудование: груша на 50 мл, сосуд с водой, фор­мочки для песочницы.

Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

По В.М. Акименко

 

«Развивающие технологии в логопедии»