"Про речь" 
     сайт учителя-логопеда Рузавиной Екатерины Сергеевны

Развитие связной речи

1.    Мастер-класс

для родителей подготовительной группы

«А как речь-то говорит, словно ручеек журчит»

(Развитие связной речи)

Советы родителям по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Наблюдая за развитием речи своего ребёнка, родители зачастую удовлетворяются тем, что ребёнок может прочитать коротенький стишок, пересказать отрывок из сказки. Основное внимание родители уделяют развитию звукопроизносительной стороны речи. Правильно произносит все звуки родного языка – всё в порядке, нет оснований для волнений.

А то, что не полностью сформирован фонематический слух (умение различать звуки речи, есть аграмматизмы (неправильное построение предложений, несогласованность окончаний, ошибки в употреблении рода существительных) - не беда «я тоже так говорила в детстве, ребёнок ещё маленький».

О развитии связной речи в домашних условиях задумывается лишь самая малая часть родителей. И совершенно напрасно.

Лишь несколько детей старшего дошкольного возраста могут логически правильно, грамматически точно, последовательно излагать свои мысли при рассказывании.

Устные ответы даются детям с большим трудом: ребенок повторяет одно и тоже слово и предложение несколько раз, вставляет слова – паразиты (э, ну, вот и другие); запинается, переминается с ноги на ногу, мучительно подбирая слова, .

Всё это оттого, что недостаточно сформирована связная речь. Что же могут сделать родители в домашних условиях?

Желательно регулярно читать стихи, загадки, сказки, потешки, прибаутки, рассказы; рассматривать картинки, составлять короткие рассказы, петь колыбельные песенки, песенки из детских мультфильмов…

Речь взрослого должна быть неторопливой, эмоциональной, правильной, доступной для понимания ребёнка.

Словарный запас ребёнка старайтесь расширять, опираясь на зрительное восприятие. Если малыш видит яблоко, есть его - вот и расскажите о яблоке: сочное, спелое, душистое, красное, (зелёное, а может быть, червивое). Яблоко растёт, краснеет, наливается соком… Загадайте загадку о нём:

«Круглое, румяное

С дерева упало,

К тебе в рот попало».

По дороге в детский сад или из детского сада каждый день можно наблюдать изменения в природе, поговорить о небе (хмурое, пасмурное, низкое, высокое, голубое, яркое, таинственное, о солнце (светит, припекает, греет, печёт, улыбается, подмечать настроение прохожих и т. д. Можно по пути придумывать дразнилки, небылицы, разыгрывать диалоги игрушек, сочинять короткие смешные стишки.

С двух – трёх лет побуждайте малыша к договариванию известных ему литературных произведений. Вместе малышом называйте предметные и сюжетные картинки. Спрашивайте кто на картинке, как передвигается, что ест, как подаёт голос, кто детёныши, повадки…

Объясняйте малышу явления окружающей жизни в доступной форме.

С трёх-четырёх лет активно заучивайте стихи. Старайтесь, чтобы текст стихотворения нравился ребёнку и при заучивании обращайте внимание на выразительность, правильную интонацию, соответствующую тексту.

В возрасте 4-5 лет желательно ребёнку уметь рассказать сказку; знать 2-3 загадки и стихотворения наизусть, грамматически правильно оформлял своё высказывание; пользоваться сложными предложениями.

Особое внимание хотелось бы уделить умению составить рассказ по картинке или серии картин. Это сложный вид работы, как для дошкольников, так и для школьников. Дети, в основном, только пересказывают действия, изображённые на картине или серии картин.

Составление рассказа требует от ребенка богатого словарного запаса, умения планировать своё высказывание, вести диалог, развитого воображения…

Самому трудно без помощи взрослого овладеть этим навыком. Родители вполне могут помочь.

По дороге в детский сад каждый день можно наблюдать изменения в природе, поговорить о небе (хмурое, пасмурное, низкое, высокое, голубое, яркое, таинственное, о солнце (светит, припекает, греет, печёт, улыбается, подмечать настроение прохожих и т. д. Можно по пути придумывать дразнилки, небылицы, разыгрывать диалоги игрушек, сочинять короткие смешные стишки.

Такая работа не требует дополнительного особого времени, было бы желание родителей.

Если этим заниматься регулярно, то результат не заставит себя ждать и речь ребёнка заметно обогатится.

Рассказывая по картинке или серии картин, побуждайте малыша давать имена детям, клички животным, выходить за рамки изображённого и рассказывать о том, что было, и что буде после того, что изображено на картинке, вводить новых героев.

Учите включать диалог героев, рассказывать логично, без пауз, повторяющихся слов, выразительно и без слов - паразитов – э, ну, вот…

Если родителям такая работа покажется интересной – она будет интересна и детям.

 

2. Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:

- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной,

- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.,

- ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.,

- организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

На первом этапе работы необходимо:

- проанализировать задачи работы программы, по которой непосредственно работает группа,

- создать все необходимые условия для развития речи детей по теме «Знакомим с родным городом»,

- составить перспективный план для работы со всеми участниками педагогического процесса: с детьми, с родителями воспитанников и с педагогами, участвующими в воспитании и обучении (взаимодействие со специалистами) .

При создании развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:

1. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

2. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

3. Обеспечение возможности для исследования и изучения.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина и др. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей таковы:

- Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности:

- Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи:

- Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

- Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

При разработке проблемы развития речи детей, совершенствования методов и приемов обучения языку выделяются три основных направления:

1 структурное (фонетика, лексика и грамматика,

2 функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого развития,

3 когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений) .

В исследованиях функционального направления (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрявцева, О. С. Ушакова, А. В. Зрожевская, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. Г. Шадрина и др., авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т. д. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст, ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Развитие речи является процессом многоаспектовым по своей природе. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и т. д. В формировании связной речи дошкольников ярко выступает т взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эмоционального, эстетического развития малыша. В психологии 3 основных показателя развития связной речи:

- ее содержательность (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.) ;

- логика выражения;

- форма выражения (эмоциональность изложения, структура высказывания, иными словами, умение выразить свои мысли в речи.

Развитие монологической речи рассматривается как главное достижение детей дошкольного возраста.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа,

- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, рассуждать, возражать, объяснять,

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации,

- умение читать и писать (элементарное владение грамотой и письмом) .

Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование, вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

Для развития диалога используются беседы на самые разнообразные темы, игры и упражнения на развитие умения слушать, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседы бывают - воспроизводящие и обобщающие (это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Построение беседы:

- начало (цель - вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. В начале беседы желательно также сформулировать и тему, цель предстоящего разговора, обосновать важность его, объяснить детям мотивы ее выбора.)

- основная часть беседы (может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам.

- конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы.

Приемы обучения:

1. Одна группа специфичных приемов, обеспечивает работу детской мысли, помогает строить развернутые суждения: вопрос поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи? ; стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья? ; репродуктивные вопросы (простые по содержанию) : что? где?

2. Другая группа, облегчает поиск точного слова, запоминание его: объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации,

3. Приемы активизации детей для беседы: предварительная подготовка (индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д., дифференциация вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.

В дошкольном возрасте происходит обучение двум типам устной монологической речи: пересказ и рассказывание.

Приемы обучения пересказу:

- образец, чтение произведения,

- вопросы, объяснения и указания,

- обращение к личному опыту детей,

- подсказ слова или фразы воспитателем,

- совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях,

- отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз,

- пересказ по частям,

- пересказ по ролям,

- хоровое проговаривание,

- игра-драматизация или инсценировка текста.

Рассказ - самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему) .

3.   Консультация для родителей

 «Формирование связной речи дошкольников».

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка .

Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формирование личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

С развитием массового телевидения и электронных носителей читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

У ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей.

Связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:

- логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

- функционально – стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;

- психологических - отнесенность речи к сферам общения;

- грамматических – отнесенность речи к структуре языка .

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с различными нормами речевого общения.

Речь считается связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится) ;

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию) ;

- логичность (последовательное изложение мыслей) ;

- ясность (понятность для окружающих) ;

- правильность, чистота, богатство (разнообразие) .

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом воздействие педагога зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. При этом педагогу надо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности.

Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, со своими особенностями. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.

На характер связного высказывания также влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребенка .

На связную речь дошкольников влияют и русские народные сказки, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Главное - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию правил данной деятельности. Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, при обучении в школе, если он обучается этому в интересной форме под руководством взрослого.

Возможности развития творческого мышления у дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.

Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Реализовать выше перечисленные проблемы возможно с помощью КУРСА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, автором которого является Ю. Б. Гатанов.

Основу Курса составляют задания, разработанные в соответствии с особенностями нашей культуры, с учетом замечаний психологов и учителей, проводивших занятия. Основную цель развивающего Курса лучше всего можно объяснить через противопоставление творческого дивергентного и традиционного конвергентного мышления. В учебные занятия включены специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и тем самым учащихся и учителей обеспечиваются необходимым теоретически систематизированным и практически эффективным материалом.

Многие упражнения и задания хотя достаточно известны, но ценность состоит в системном подходе: в эффективности развития не только отдельных творческих способностей, но и креативного мышления как целостной психической структуры. Упражнения и задания позволяют детям творчески использовать собственный жизненный опыт.

Ниже предлагается несколько занятий по данной программе:

Тема: Давайте представим, что….

Цель: развитие способности к перевоплощению; развитие воображения; формирование навыков творческого сочинения.

1. Психологический настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд.)

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку... (Когда у всех детей "звезды будут лежать в корзинках", можно продолжить дальше.)

Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте... (10 секунд.)

Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде... (дети срывают несколько звёзд) . А теперь медленно откройте глаза, улыбнитесь друг другу и с этой улыбкой мы и начнём наше занятие

2. Проблемная ситуация.

2.1.Ребята, скажите, кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели? (Ответы детей) Как вы думаете, что чувствуют животные, сидя в клетках, когда люди рассматривают их? (Ответы детей) . А теперь давайте пофантазируем, что могли бы сказать животные, если бы умели говорить. (Ответы детей) .

2.2. Инсценировка.

Давайте разыграем сценку. Один из вас будет играть роль животного, а другой- роль посетителя зоопарка. Интересно, какой диалог мог бы между ними состояться? (Разыгрывание 1-3 сценок) .

2.3. Отождествление с неодушевлёнными предметами.

А теперь давайте представим себе, что вы превратились в волосок на голове. Расскажите, что вы чувствуете? (Ответы детей) . Что бы вы сказали, если бы были мизинцем на руке? (Ответы детей) , книгой на полке? (Ответы детей) .

3. Индивидуальная работа.

Закройте глаза, представите себе, что вы стали чистой магнитофонной кассетой, напишите, что вы чувствовали бы и о чём бы думали?

После выполнения задания дети по желанию читают свои работы.

4. Подведение итогов.

Вам понравилась сегодняшняя работа?

Как вы думаете, всегда ли мы бережно относимся к вещам, которые нас окружают? Что необходимо сделать, чтобы вещи говорили нам “Спасибо!”?

Сегодня, когда вы придёте домой, внимательно посмотрите и подумайте, что думают и чувствуют стол, за которым вы делаете уроки и ручка, который пишете. На следующем занятии мы послушаем ваши рассказы.

Тема:Как поднять другому настроение

Цель:развитие беглости; развитие способности придумывать способы улучшения настроения у окружающих.

1. Психологический настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Я хочу предложить вам упражнение, которое поможет вам почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже… Теперь представьте себе, что ты лежишь на зелёном лугу, и над тобой по прозрачно- голубому небу проплывают пушистые облака. (1-2 минуты) . А теперь представь себе, что ты бежишь по белому пляжному песку к тёплой голубой воде…. (1-2 минуты) . Гладишь мягкий шелковистый мех маленького котёнка (1-2 минуты)

А теперь медленно откройте глаза, улыбнитесь друг другу и с этой улыбкой мы и начнём наше занятие

2. Проблемная ситуация.

Ребята, скажите, всегда ли у вас бывает хорошее настроение? (Ответы детей) . Бывает ли так, что вам становится грустно? (Ответы детей) . Подумайте, что можно сделать для того, чтобы настроение стало снова стало хорошим? (Ответы детей) .

Все идеи ребят кратко записываются на доске

3. Групповая работа

иногда бывает так, что у ваших друзей плохое настроение. Подумайте в группе и предложите как можно больше способов улучшения настроения.

(По окончанию работы каждая группа зачитывает свой список) .

  • Какие способы вам больше всего понравились?
  • Чтобы вы сами применили бы на практике?
  • Чтобы вы ещё добавили?

4. Индивидуальная работа.

Возьмите листочек. Придумайте и напишите как можно больше способов улучшения настроения у мамы. Как делать так, чтобы мамино лицо осветилось счастливой улыбкой?

После выполнения задания желающие делятся своими идеями с одноклассниками.

5. Подведение итогов.

Вам понравилась сегодняшняя работа?

Чьи идеи вам показались интересными?

Когда вы сегодня придёте домой, осуществите некоторые из тех идей, которые вы записали, на практике. О результатах своей “домашней работы” вы расскажете нам на следующем занятии.

Результаты работы можно использовать на празднике, посвященном 8 марта.

Тема:Треугольный робот

Цель:развитие невербальной гибкости и разработанности; умения создавать целое на основе имеющихся элементов; умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией

1. Психологический настрой на работу.

Здравствуйте, ребята! Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе...

Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

2. Проблемная ситуация.

На доске нарисованы фигуры: треугольник и прямоугольник

Ребята, скажите, сможете ли вы что- либо нарисовать, используя только эти две фигуры? Можно использовать любое количество фигур, их можно поворачивать под любым углом, их можно увеличивать и уменьшать в размерах.

Желающие выходят к доске и рисуют. (2-4 человека)

А теперь назовите свои рисунки.

Ребята, давайте придумаем ещё несколько названий к рисункам

3. Индивидуальная работа.

На листочке попробуйте нарисовать картинку, которая бы состояла из предложенных ниже фигур. Разрешается использовать эти фигуры в любом количестве, можно поворачивать их в любом направлении, уменьшать или увеличивать в размерах, раскрашивать в любые цвета. Придумайте названия к рисункам.

4. Подведение итогов.

Давайте, устроим выставку ваших работ.

Чьи работы вам нравятся больше всех? Почему?

Желающие могут нарисовать рисунки на основе других фигур.

ЧТО МОЖЕТ ДЯДЯ Б?

Цели: Познакомиться с новыми звуками и их обозначением; развитие фонематического слуха, внимания, памяти, речи; воспитание бережного отношения к животным, к природе; развитие образной беглости, умения придумывать глаголы, начинающиеся с определённой буквы; развитие умения создавать характерные образы активных букв.

1. Новый материал.

С этой буквы начинаются самые вкусные слова, а есть и другие, которые нас расстраивают, Прочитаем эти слова.

БАТОН БЕДА

БУБЛИКИ БЕДНЫЕ

БУЛКА

Какие слова вам больше нравятся? Почему? А слова правого столбика? Почему? О какой букве пойдёт речь?

С помощью квадратиков определим в словах твёрдые и мягкие звуки.

На доске: БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.

Я буду произносить слово, а вы покажите какой звук в слове: твёрдый или мягкий.

2. Проблемная ситуация.

Какие согласные буквы мы с вами уже изучили? Молодцы. Я запишу эту букву на доске.П

А теперь попробуйте угадать, что я буду делать. Это действие будет начинаться с буквы П.

Учитель показывает несколько действий (например, прыгает, поёт, пишет) . Что я делаю? (Если дети затрудняются в ответе, то учитель им подсказывает) .

Теперь тот, кто угадал встанет и изобразит другое действие, которое начинается с буквы П.. остальные пробуют угадать.

Теперь поиграем в ту же игру с буквой М, З.

3. Индивидуальная работа.

Возьмите листочки и посмотрите какая буква на нём изображена? Назовите действия, которые начинаются с буквы “Б”. При выполнении этого задания вы можете дорисовать к буквам детали, оживите свои буквы.

Рисунки детей помещаются на классную выставку.

4. Подведение итогов.

Ребята, так о какой же букве мы сегодня говорили? Что может делать дядя Б? В заключении можно провести соревнование между командами: кто больше назовёт животных, в названиях которых присутствует буква “Б”

Тема:Путешествие к далеким мирам. Создание необычных животных.

Цель: развитие творческого воображения, творческой активности, способности комбинировать детали в целое. Оборудование: конверты с деталями животных для групповой и индивидуальной работы, магнитные доски, картинки с изображением космических аппаратов, планет.

1. Настрой на работу. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас хорошее настроение? Тогда подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нам.

С этим хорошим настроением мы начнем наше занятие.

2. Проблемная ситуация.

Посмотрите внимательно по сторонам. Что вы заметили? Какие изменения произошли в классе? (Ответы детей.) Действительно, к нам прилетели звезды. И не просто звезды, а телеграммы.

Давайте попробуем расшифровать эти телеграммы.

3. Самостоятельная работа по расшифровке телеграмм.

Прочитайте, что вы расшифровали. О чем говорится в телеграмме?

Что мы будем делать? (Ответы детей.) Что мы сможем сделать для пропавших животных? Может быть, мы возьмем с собой наших земных животных? Почему мы не сможем их взять?

(Ответы детей.)

4. Определение целей занятия.

Сегодня мы отправимся в путешествие к далеким мирам и звездам, чтобы создать новых животных и помочь жителям других миров. Вы согласны?

Тогда давайте несколько животных придумаем на Земле.

5. Групповая работа, (составление животных, представление, рассказ о придуманных животных) .

6. Игровой момент. “Полет в космос”.

Мы предлагаем вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие и доставить туда придуманных животных.

Одеть шлемофоны!

Сформированная речь – важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС

Перед взрослыми, чьи дети собираются стать первоклассниками, встаёт вопрос: «Готов ли ребенок к обучению в школе?» Некоторые родители считают, что для обучения в школе нужно научить ребенка читать и считать, другие – дать ему большой запас знаний, расширить кругозор, третьи – научить ребёнка быть внимательным, чётко выполнять инструкции, поручения, для четвёртых самым важным кажется купить портфель и школьные принадлежности, а остальному научат в школе. Бесспорно, дети разные, и готовить к обучению их надо тоже по-разному, помня, что быть готовым к школе – не значит уметь читать, считать, много знать, а значит быть готовым всему этому научиться.

Ярким показателем готовности к школьному обучению является уровень речевого развития ребёнка. По мнению Л. С. Выготского, «есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

При помощи устной и письменной речи он будет усваивать школьную программу. А возраст 6-7 лет — период чрезвычайно активного ее развития речи. К этому возрасту у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу слова, лексика , грамматика, связная речь.

Рассмотрим подробнее:

1. Звуковая сторона речи: у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп (свистящие, шипящие, л, р)

2. Фонематическое восприятие: умение слышать, различать все фонемы языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу:

- умение выделять начальный гласный звук;

- анализировать обратный слог;

- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

- называть все звуки по порядку в слове;

- делить слово на слоги;

- определять количество звуков и слогов в слове;

- выделять ударный звук в слове; и т.д.

- знать и употреблять в речи термины «звук», «слог», «слово»,

«предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый,

мягкий;

- уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой;

- сливать звуки в слоги.

- к шестилетнему возрасту словарный запас нормально развивающегося

ребенка составляет от 5000 до 7000 слов) ;

ребёнок может:

- использовать в речи обобщающие понятия: цветы, посуда,

звери, птицы и т.д.;

- уметь разными способами образовывать слова;

- правильно употреблять слова уменьшительно-ласкательного

- уметь образовывать слова в нужной форме;

- выделять звуковые и смысловые различия между словами;

- образовывать прилагательные от существительных;

- объяснять значение слова: сахарница — это посуда,

в которой находится сахар;

- понимать, использовать в речи , подбирать пары слов

с противоположным значением: высокий — низкий, горячий —

холодный и другие;

Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением: золотые руки, время ползет, короткая память.

Важное значение имеет работа над синонимами.

Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова.

5. Грамматический строй речиэто:

- умение правильно строить простые предложения;

- видеть связь слов в предложениях;

- распространять однородными и второстепенными членами;

- работать с деформированным предложением;

- выделять слова в предложении (называть первое, второе и т. д. слово) ;

- составлять предложения по опорным словам и картинкам и т. д.

6. Связная речь:

- умение пользоваться развёрнутой фразовой речью;

- пересказывать текст;

пальцы кистей рук должны быть хорошо развиты.

Даже небольшие отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведут к серьёзным проблемам в учёбе, в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование фонетически чёткой, грамматически правильной, лексически богатой речи - одна из важнейших задач при подготовке ребёнка к обучению в дошкольных учреждениях и семье. Сформированная речь позволяет ребёнку легко общаться с окружающими, понятнее выражать свои мысли, желания, а в школе качественная речь необходима при овладении грамотой, т.к. речевые дефекты - одна из причин возникновения дисграфии и дислексии (нарушений чтения и письма) .

Рассмотрим , к чему ведут нарушения речи:

1. У ребенка нарушено только звукопроизношение. Такие дети могут хорошо учиться. Дефектное произношение отдельных звуков носит только эстетический недостаток.

2. У ребенка нарушено звукопроизношение и фонематический слух. Такие дети заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие; звонкие – глухие; твердые – мягкие, р – л) , значит и эти буквы тоже будут путать. Такие дефекты препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служат причиной появления вторичного дефекта- нарушение чтения и письма.

3. У ребенка наряду с нарушением звукопроизношения и фонематическими процессами нарушены лексико-грамматические средства языка. Это самое сложное нарушение – у ребенка общее недоразвитие речи.

Такие дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача дошкольного воспитания — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать как можно раньше логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Ведь возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. На формирование речи природа отвела всего 9 лет (с1 до 9) . После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Если в этот период ребёнок не заговорит, то в дальнейшем у него этой возможности не будет.

Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

- создать условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому

развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;

- учитывать важность речевого окружения ребенка;

- не думать, что с возрастом недостатки речи исправятся сами собой;

- речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной;

- взрослым необходимо как можно активнее способствовать накоплению

словарного запаса детей и развитию связной речи.

Некоторые рекомендации по развитию связной речи дошкольников

Многие дети, поступившие в 1-й класс, слабо владеют навыками связной речи в необходимом для этого возраста объёме. У них беден словарный запас, нет образных выражений, мало прилагательных и наречий, узок глагольный словарь, мысль выражают простыми фразами, т.е. язык невыразителен и безграмотен.

При составлении рассказов из собственной жизни, по сюжетной картине или серии картин, при пересказе текста, мультфильма они просто перечисляют действия персонажей, не определяют последовательность событий, мысль излагают неполно, иногда отсутствует соответствие ситуации или фактическому материалу, наблюдается искажение смысла рассказа или включение дополнительной информации. Особенно ярко это проявляется у детей с нарушениями речи, каких поступает в 1-й класс около 40%.

Работу по развитию связной речи нужно начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Первый этапнакопление словаря по общепринятым темам:

Человек, части тела, Семья , Дом , Игрушки, Посуда, Мебель, Одежда, Обувь, Профессии, Овощи, Фрукты, Ягоды, Цветы, Грибы, Деревья, Кусты, Весна, Лето, Осень, Зима, Зимующие птицы, Перелётные птицы, Дикие животные, Домашние животные, Морские животные, Рыбы, Птицы и звери нашего леса, Лес, Сад, Парк и другие. Сюда входит:

- накопление словаря ( всех частей речи) ;

- уточнение значения слов;

- развитие словаря признаков (свойства, размер, форма предмета и т.д.) ;

- работа над антонимами;

Второй этапработа над грамматическим строем речи ведётся по направлениям:

- согласование слов в предложении;

- употребление сравнений;

- знакомство и употребление в речи поговорок, пословиц, загадок;

Третий этапсоставление описательного рассказа. Для этого уже накоплен словарь, и дети могут грамотно строить предложения. Дети описывают предметы и явления из окружающей их жизни.

Необходимо научить детей выделять в предмете существенные признаки, подбирать к описанию точные слова, выражать своё отношение к предмету, грамотно оформлять фразы.

Четвёртый этапсоставление рассказа по картине. Первой картиной может быть натюрморт, составленный из неживых предметов. Здесь ребёнок применяет умение описывать предмет, учиться обобщать свои знания, видеть композицию.

Ребёнок должен не только перечислить предметы на картине и определить характерные признаки их, но и объяснить, почему они объединены, и опять выразить своё отношение к картине.

Пятый этапсоставление рассказа по пейзажной картине. Дети используют умения описывать предметы, пейзаж, опираться на план работы, обобщать. На этом этапе основная задача – развитие образной речи: учатся подбирать сравнения, образные выражения, более точные слова, подбирать стихи…

Шестой этапописание портрета. Главное в этой работе – помочь ребёнку воспринимать внутренний мир человека, вглядываясь в выражение его лица, видеть особенности человека, что помогает развивать наблюдательность, снимание.

Седьмой этапсоставление рассказа по сюжетным картинам, закрепляет навыки описательного рассказа, описание пейзажа, описание портрета.

Сначала лучше брать картины, отражающие привычную жизнь детей, жанровую живопись, доступную пониманию детей, затем – фантастические и сказочные сюжеты. Это развивает творческое воображение детей, пополняет словарь, закрепляет навыки самостоятельного планирования высказывания, расширяет кругозор, формирует связную речь.

Восьмой этапобучение пересказу текста. Текст должен быть доступен для понимания, небольшой, с чётко выраженной линейной последовательностью, с богатым словарём и образными выражениями.

На девятом этапе дети реализуют свои творческие речевые способности: сами составляют рассказы, сказки, изменяют сюжет знакомых сказок, продолжают сказку по данному началу и т.д.