Наречия в словаре детей с ОНР.doc
Воспитание у детей правильного звукопроизношения (по Фомичевой).docx
Дизартрия.doc
Пути преодоления недоразвития связной речи детей .docx
Синквейн как средство развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.docx
Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. Развиваем речь. Тренируем память..pdf
Методы обследования связной речи дошкольников.pdf
Мастер - класс. Формируем связную речь дошкольников.pdf
Предлоги - маленькие слова.docx
Обучение составлению рассказов цепной структуры.docx
Обследование развития речи дошкольников презентация.pdf
Логопеду в своей работе часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего ребёнка совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с речью не решается вот уже больше года!” и т.п. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, используют различные методы и приемы.
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции темпо-ритмической, просодической стороны речи, нарушений слоговой структуры, формированию связной речи мы используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки под музыку, речевые и музыкальные игры.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
*запуск речи *укрепление органов артикуляции и улучшение звукопроизношения, развитие речевого дыхания *расширение лексического запаса *развитие фонематического восприятия *развитие слухового внимания и двигательной памяти *совершенствование общей и мелкой моторики *выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие темпо-ритма *развитие межполушарного взаимодействия, пространственной ориентировки *коррекция звуко-слоговой структуры слов *формирование связной речи *развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения *
Почему – ЛОГОРИТМИКА?
Всё в природе живет по законам ритма. Смена времен года, времени суток, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включающая в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы
Вот основные ступени, по которым можно подниматься от младшей группы до подготовительной:
СЛЫШАТЬ,
ВИДЕТЬ,
ПОНИМАТЬ
И ПРОСТРАНСТВО ОЩУЩАТЬ.
ПЕТЬ, ДЫШАТЬ,
ИГРАТЬ РИТМИЧНО — громко, тихо, высоко,
низко, в темпе и легко,
САМОМУ ПРИДУМАТЬ ЧТО-ТО,
ИЗМЕНЯЯ ХОД ИГРЫ.
ВОТ ТОГДА ДОСТИГНЕМ ЦЕЛИ —
ЧИСТОЙ РЕЧИ ДЕТВОРЫ!
Первая задача, которую нужно решать, — это учить слушать и слышать, слышать логопеда, звучащие предметы, музыку.
Затем — видеть, концентрировать внимание на ведущем, реагировать на него, видеть предметы, с которыми необходимо выполнять действия.
Понимать просьбу, инструкцию — следующая ступень работы.
Ощущать пространство, учиться двигаться по залу, не наталкиваясь друг на друга, на предметы — очередной шаг в работе.
Направления логоритмической работы можно разделить на две части — на развитие речевых процессов и на развитие неречевых процессов:
*Савицкая Н. М. разработала методику «ЛАДОШКА». Ладонь является символом единения, открытости, сплоченности.
Ребенок, который впервые приходит на занятие, — чистый лист бумаги. Попробуем протянуть друг другу руки, поздороваться, разглядеть человечка, чтобы понять, в каких направлениях необходимо работать, чтобы достигнуть главной цели коррекционной работы — грамотной и чистой, выразительной речи.
На этом этапе можно обвести ладошки на бумаге, дорисовать животных или предметы, включая фантазию!
*Хлопки в разных вариантах - одно из основных упражнений логоритмики, усложняющееся по мере развития ребенка. Пальчиковые игры под музыку - развивают и мелкую моторику пальцев рук, и речь.
*Притоптывания - важный элемент в логоритмических играх. Оттопывая ритм песенок, можно делить слова на слоги, выделять сильную долю или делать шаг на каждое слово - в зависимости от целей занятия.
Можно использовать сочетания хлопков и притоптываний с опорой на ритмосхемы для облегчения работы дошкольников, чтобы отхлопать, оттопать и спеть разучиваемые логоритмические упражнения. *Дыхательные упражнения - Использование дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой не только помогает в коррекционной работе, но и оздоравливает детей. Дыхательные упражнения с весёлыми названиями («Ладошки», «Погончики», «Кошка», «Насос», «Обними плечики», «Большой маятник», «Передний шаг» и др.) проводятся в игровой форме, улучшают настроение, развивают фразовый выдох, приучают детей дышать носом, формируют физиологически правильное дыхание.
*Многократное повторение движений — это залог успеха. «То, что постоянно повторяется, переходит в привычку», — сказал М. С. Норбеков. Параллельно поем, развивая вокально-певческие навыки, вырабатываем длительный плавный выдох, играем на музыкальных инструментах. Научить ребенка проявлять творчество, фантазировать, включать воображение, находить решение самостоятельно — это одна из самых сложных задач для педагога.
Применение некоторых нестандартных приемов во время логоритмических занятий :
1. Вызывание эмоционального подъёма.
Результаты научных исследований показали, что переживание эмоций способствует развитию умственных способностей ребенка. Эмоции приводят к высвобождению в организме химических веществ, которые помогают мозгу запомнить различные события.
Мы заметили: с каким настроем произносятся первые слова в начале занятия, так занятие и проходит. Поэтому зачину мы отводим особую роль, пытаясь создать положительный настрой:
«Раз, два, три, четыре, пять, будем мы сейчас играть, Поскорее подбегайте, друг за другом все вставайте!»
«Начинать занятия необходимо в так называемом состоянии радости жизни.
Этого состояния можно добиваться и намеренно, ведь при выполнении упражнений только 1% (внимания) отводится на механическое выполнение упражнений, а 99% — на эмоциональный настрой. Не так важно, что и как мы делаем, а важно — в каком настроении».
М. С. Норбеков
Если вы хотите, чтобы ребенок быстрее запомнил какое-либо слово или движение, окрасьте его эмоционально и произнесите фальцетом (хороший способ привлечения внимания). Например, чтобы помочь ребенку быстрее запомнить названия посуды, произносите слово «сахарница», ласково улыбаясь, слово «солонка» — морщась, «перечница» — плача, а «хлебница» — строго сдвинув брови.
2. Превращение слова в действие.
«Психологи давно заметили, что дети раньше начинают называть те предметы, с которыми они производят какое-либо действие. Например, слово «чашка» появляется раньше, чем слово «сахарница», так как чашку ребенок держит в руках каждый день, а сахарницу трогать ему не дают. В чашке ребенок скорее узнает слово «ручка» (за которую он берется), но очень долго не говорит слово «дно». Т.е. для более быстрого запоминания слова важно выработать на него большое число движений».
М. М. Кольцова
Например, разучивая с детьми названия частей машины, одновременно выполняйте движения: «капот» — вытяните руки вперед, «мотор» — вращайте согнутыми перед собой руками, пальцы сожмите в кулаки, «дверцы» — разводите руки в стороны, имитируя открывание дверей,
«крыша» — соедините руки над головой, «педаль» — притопывайте одной ногой и т. д. Чтобы пополнить глагольный словарь по теме «Зима», предложите детям показать, что умеют делать снежинки: летать, кружиться, танцевать, падать, лежать, таять. Можно изображать и прилагательные: «большие» — развести руки в стороны, «маленькие» — присесть, «холодные» — дрожать, «веселые» — улыбнуться, «тихие» — приложить указательный палец к губам, «хрупкие» — поднять руки вверх и резкими движениями сгибать в локтях, плечах, опустить корпус, «ленивые» — лечь на пол, руки за голову.
Эта работа намного эффективнее, чем рассматривание картинок с изображением предметов и многократное повторение слов, так как «двадцать двигательных связей сильнее, чем двадцать зрительных».
3. Также с успехом используются кодировки звуков:
«А» - руки в стороны, «У» - руки вперёд, «О» - хлопок по коленям, «И» - руки в кулачках растягивать в стороны перед грудью, «Ы» - руки в кулачках
резко поднимать вверх, «Э» - руки соединены перед грудью, «Р» - «мотор» -крутим руки перед грудью, «Й» - подскок, «Ль» - нажимать на «кнопку» и т. д.
4. Говорим нараспев
Эффективность работы повышается, если разговаривать с детьми нараспев, повышая или понижая тон. Спойте в начале занятия: «Пойдем-ка поиграем». Использовать этот прием можно тогда, когда необходимо донести нужную информацию. Игру «Части машины» можно продолжить, предложив детям угадать по движению логопеда предмет и спеть его так, как споет педагог «КАААА-ПОТ, БААА-ГАААЖ-НИИИК, КО-ЛЕ-СООО».
5. Использование современной или «взрослой» музыки.
Дети очень любят слушать современную музыку и танцевать под нее. Использование эстрадных песен украшает занятие, вызывает у детей положительные эмоции. Например, песню в исполнении Ф.Киркорова «Туча» можно использовать на занятии по теме «Осень». «Финская полька» — очень ритмичная мелодия. Мальчики могут выполнять под нее движения, а девочки играли на музыкальных инструментах — в разном темпе и ритме в зависимости от изменений музыки. К занятию по теме «Зима» можно разучить пальчиковое упражнение на слова «У леса на опушке жила зима в избушке». Также можно широко применять песенный материал современных детских мультфильмов и обучающих телевизионных программ "Фиксики", "Маша и медведь", "Синий трактор" и др. Очень актуальна методика Е. Железновой "Развитие музыкального слуха детей", "Попевки", "Сказочки щекоталочки", "Музыкальный букварь" и др. У Н. В. Нищевой есть сборники логоритмических распевок с нотным приложением, которые используются на занятиях.
Правильно выбранное музыкальное произведение может помочь справиться ребенку с замкнутостью, неуверенностью, страхом.
6. Трансформирование игры.
Как уже отмечалось выше, многократное повторение — это залог успеха. Повторять с детьми одну и ту же игру несколько раз — скучно и неинтересно. Поэтому мы часто изменяем уже известные игры, даем им новые названия, а материал, который необходимо заучить, оставляем прежним.
Например, всем известная игра «Большой — маленький» поможет не только закрепить в речи слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, но и научить концентрировать внимание, развить ловкость, повторить слова по теме. Логопед предлагает ребенку поймать мяч и назвать часть тела, но с условием: если логопед бросит маленький мячик, то и слово нужно образовать с уменьшительно-ласкательным суффиксом (нос — носик), если большой, то оставить его без изменений. Игру можно усложнить, если добавить мяч еще большего размера, чтобы «увеличивать» слова (нос — носик — носище).
Вот еще один пример трансформированной игры. Будет интереснее разучивать новые движения под музыку, разделив детей на две команды. Две шеренги встают друг напротив друга. Каждой логопед показывает разные движения. Под музыку обе команды начинают двигаться. Основная задача детей — не сбиться. Задачу можно усложнить, предложив детям не только двигаться, но и петь. И еще интереснее станет игра, когда команда должна будет выполнить движения соседа.
Всем с детства известна игра «Тише едешь — дальше будешь». Вот ее новый вариант. Дети выстраиваются в шеренгу, выбирается ведущий, который отворачивается и произносит слова: «Тише едешь — дальше будешь. Посуда! (или"Мебель", "Транспорт")», поворачивается и следит за правильным выполнением задания. Каждый ребенок должен быстро подобрать слово на заданную тему, поднять руку. Ведущий разрешает ему сделать столько шагов, сколько слогов в произнесенном слове. Сначала дети не придают значения длине слова, но затем начинают понимать, что от длины слова, которое они подберут, зависит их успех в игре. Через несколько занятий можно услышать от детей слова, которые они раньше не произносили, — «самосвал», «соковыжималка».
В процессе логоритмических занятий у детей увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонематическое восприятие; кроме того, ребята учатся связной речи. Таким образом, логоритмические занятия помогают детям в освоении речи и языка!!!
Нешуточные правила веселой игры:
1. Мы помним, что «один в поле не воин», поэтому чем больше специалистов будет работать с ребенком, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс становления речи.
2. Ребенок заговорит тогда, когда мы захотим его слушать.
3. Мы помним, что мозг ребенка вдвое активнее, чем у взрослого, поэтому ежедневно вносим свой вклад в умственное развитие малыша.
4. Лучше, если новые слова ребенок услышит не из телевизора и телефона, а от нас, так как мы вкладываем в них смысл и свои эмоции.
5. Мы очень терпеливы и понимаем: если ребенок не выполняет задание, он не издевается над нами, он просто не может этого сделать.
6. Играя с ребенком, мы присаживаемся на низкий стул, давая возможность видеть свое лицо, говорим медленно или нараспев.
7. Наши занятия — это не уроки в школе, а мы не учителя. Даже самый сложный материал легче усваивается в игре. Занятия со сказочным сюжетом стимулируют познавательную активность, развивают воображение, речь и внимание. 8. Играя с ребенком, нужно выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
9 .Мы не сравниваем детей друг с другом, а принимаем их такими, какие они есть.
10. Мозг ребенка с речевой патологией — как недозрелое яблоко; как скоро оно созреет, зависит от того, чем мы удобрим яблоню.