Классификация речевых нарушений
Речь играет исключительную функцию общения ребёнка с окружающими, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Важно как можно раньше выявить и начать преодолевать речевые нарушения, которые встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии и могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только процессов произношения и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребёнка в школе и его социальной адаптации. Итак, дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Известны две классификации речевых нарушений: – клинико-педагогическая; – психолого-педагогическая (по Р.Е.Левиной); 1. Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но не привязываются строго к формам заболеваний:
1. Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. 2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. 3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. 4. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз). 5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем). 6. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. 7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. 8. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. 9. Афазия – полная или частичная утрата речи из-за локальных поражений головного мозга. 10. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. 11. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
2. Психолого-педагогическая классификация возникла в результате ориентации логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи:
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 2. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. 3. Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи. В этой классификации не выделены отдельно нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их отсроченные последствия. |
|