НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ПЕРИОД ОТ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ДО ПЯТИ ЛЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ. Естественно, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как мышцы языка не достаточно окрепли. Искаженное произношение у детей до трех лет считается естественным явлением и носит название: ВОЗРАСТНОЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ) КОСНОЯЗЫЧИЕ (при нормальном психическом и физическом развитии и наличии полноценного слуха). Нарушения произношения звуков после пяти лет, рассматривают как ДЕФЕКТЫ РЕЧИ, требующие логопедической помощи. Важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3 - 5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут со временем. Не все дети в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся, упускают драгоценное время. О том, что надежда далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых.
Успешное овладение грамотой, дальнейшее обучение в школе, адекватная самооценка ребёнка, удовольствие от общения с окружающими напрямую зависит от своевременного речевого развития. Плохо говорящие дети испытывают трудности в общении, часто бывают молчаливы и стеснительны, так как понимают, что их речь далека от совершенства.
ДЕФЕКТЫ РЕЧИ создают людям препятствия в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни. Всё из-за того, что их родители вовремя не предприняли необходимых мер!
Примерные сроки появления звуков в речи ребёнка
От 1года до 1,5 лет |
От 1,5 лет до 2г.1мес. |
От 2л.2м. до 2л.7м. |
От 2л.8м. до 3л.3м. |
От 3л.4м. до 3л.8м. |
От 3л.9м. до 5л.6м |
Звуки: б, т, м, п, к, г. |
Звуки: ф, в, ть, дь, нь, гь, х, ль, й |
Звуки: сь, зь, пь, бь, мь, т, д, н. |
Звуки: фь, вь, хь, с, з, л. |
Звуки: ч, щ, ц. |
Звуки: ш, ж, р, рь. |
Речевое развитие ребёнка начинается с 3-х месяцев, - с периода гуление. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков, одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. формируется импрессивная речь.
С 6 мес. – лепет (слоги)
К 9-10 мес. – отдельные слова (мама, папа)
К 1 году – 10-20 слов (баба, дай, мяу, би-би…)
К 1.5 годам – первая фраза
До 2-х лет - слова и звукосочетания становятся для ребёнка средством речевого общения, т.е. формируется экспрессивная речь (250-300 слов).
К 3 годам – 1000-1200 слов
К 5 годам – 3000-3500 слов.
ХОЧЕТСЯ НАПОМНИТЬ, ЧТО ГЛАВНАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬН0-РЕЧЕВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!!!
Дорогие родители! Помните, что Ваша речь – должна служить эталоном для Ваших детей. Не ленитесь проговаривать слова чётко и правильно, акцентируя внимание ребёнка на артикуляцию. Не засоряйте свою речь словами - «паразитами». Говорите эмоционально, рассказывайте детям об изменениях в природе, проговаривайте свои действия во время режимных моментов. Будьте доброжелательны к ребёнку, постарайтесь найти время для того, чтобы выслушать малыша и ответить на волнующие его вопросы доступным ему языком. Занимайтесь с ребёнком, играя, почаще обнимайте и хвалите его. Приучайте ребёнка слушать музыку и петь – это развивает интеллект, речевое дыхание, творческие способности, дикцию. Уделяйте внимание развитию координации движений, общей и мелкой моторики пальцев рук. И, конечно же, не забывайте вместе читать и обсуждать прочитанное. Ведь чтение – это мощное средство развития речи!!!
Удачи Вам и Вашим малышам!!!
Используемая литература: Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989