Семенович А.В., Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.rar
Кинезиология в коррекционой работе с детьми с ТНР.docx
1. О науке "Нейропсихология"
Александр Романович Лурия
- создатель новой научной дисциплины - НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
(16 июля 1902 Казань — 14 августа 1977 Москва)
- советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров его круга.
Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью.
• Термин нейропсихология является составным:
Нейрон (нервная клетка) + Психея (душа)
Составной характер термина отражает составной характер самой нейропсихологии.
Учение Ф. Галля содержало идею, противоречащую общепринятым представлениям о том, что работает как единое целое. Он выдвинул точку зрения о том, что разные области мозга предназначены для разных функций и даже свойств характера человека.
В конце XIX в. П.Брока (1824-1880) и К.Вернике (1848-1904) открыли центры речи,
названные в последствии их именами.
По их данным, эти центры всегда располагались
в левом полушарии.
Основные речевые области и цитоархитектонические поля. Область Вернике располагается в поле 22 височной доли на ее границе с затылочной и теменными областями. Область Брока приблизительно занимает поля 44 и 45 в центральной задней части лобной доли.
ОТ НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ
К НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Путь от неврологии и нейрофизиологии к нейропсихологии проложили ученые, чьи имена составляют золотой фонд науки.
Вслед за P. Broca и K. Wernice засияли имена H.Head, H.Jacson, P.Mari, A.Pika и др., а также отечественных ученых, виднейшими представителями которых являются Иван Андреевич Павлов, Михаил Иванович Сеченов, Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Николай Александрович Бернштейн и др.
На базе созданных ими учений, а также трудов выдающихся психологов — Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева и др. Александр Романович Лурия создал новую дисциплину - нейропсихологию.
СВЯЗЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Нейропсихология не относится к числу медицинских дисциплин, но тесно связана с медициной.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ
Этиология – причина, происхождение какого-либо явления, в частности заболевания или нарушения.
Клиника – картина патологического состояния, совокупность определяющих его симптомов.
Патогенез — мозговые механизмы патологических последствий заболевания или неблагополучий развития.
Синдром — совокупность симптомов болезни или патологического состояния.
СПЕЦИФИЧЕСКАЯ
гнозис и агнозия
праксис и апраксия
модальность (модально-специфические и модально-неспецифические явления)
кинестетические (афферентные) и кинетические (эфферентные) сигналы.
Методология - нейропсихологическое тестирование, количественный и качественный анализ выявленных синдромов, определение топики очага поражения.
СОДЕРЖАНИЕ
СОВРЕМЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Клиническая нейропсихология - изучение нейропсихологических синдромов, понимаемых как совокупность симптомов, вызванных тем или иным очагом поражения.
Экспериментальная нейропсихология - изучение различных форм нарушения ВПФ.
Методы:
• нейропсихологическая диагностика (тестирование)
• инструментальные:
• ЭЭГ - электроэнцефалографические исследования КТ - компьютерная томография ЯМР - ядерно-магнитный резонанс
• МРТ - магнитно-резонансная томография; ОФЭКТ - однофатонно-позитронная томография и др.
Нейропсихология детского возраста (возрастная нейропсихология или нейропсихология развития) – изучение особенностей последствий мозговых поражений у детей и их терапии.
Нейропсихология старческого возраста (героинтологическая)– изучение природы и терапии различных старческих дегенераций (слабоумия).
Нейропсихология творчества - мозговые основы талантливости, гениальности.
источник: "Основы нейропсихологии" проф. Т. Г. Визель
2. Список рекомендуемой литературы к теме Нейропсихология:
1. АЙРЕС Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. – М.: Теревинф, 2009.- 272 с.
2. Амен Д. «Великолепный мозг в любом возрасте»: Эксмо; Москва; 2011. – 480 с.
3. АМЕН Д. Измените свой мозг - изменится жизнь
4. Амодт, Вонг: Тайны мозга вашего ребенка. Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18. - М.: Эксмо, 2012 г.- 480 с.
5. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947,- 255 с.
6. Блонский П.П. Память и мышление. M.-J1.: Соцэкгиз, 1935.- 214 с.
7. Визель Т.Г. Значение процессов полушарного взаимодействия в патогенезе нарушений речи. Асимметрия, №4, 2010, с. 9-22. www.j-asymmetry.com
8. Визель Т.Г. К вопросу о природе афазии. Ж. «Дефектология», №5, 2010, с. 65-71.
9. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. М.: Аст-Астерль, 2009. – 222 с.
10. Визель Т.Г.. Как вернуть речь. М.: Секачев, 2005.
11. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов. Аст.Астрель. М.: 2005. – 383 с.
12. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Аст.Астрель. М.: 2005. – 125 с.
13. Визель Т.Г. Приобретение и распад речи. Монография. Барнаул: АлтГПУ, 2016. – 289 с.
14. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии М.: Медицина,197-216 с
15. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: Изд-во АПНРСФСР, 1960, 500 с.
16. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. — 80 с.:
17. Джексон Дж. X. Избранные работы по афазии / Пер. с англ. и предисл. Е. Н. Винарской,-СПб.:Нива,1996.-70 с.
18. Иванов В.В. Чет и нечет (асимметрия мозга и знаковых систем). -М.: Сов. Радио, 1978. -184 с.
19. Кок Е.П. Зрительные агнозии . М.:Медицина, 1967.-227 с.
20. Кречмер Э. Медицинская психология. - Москва, 1927 год. Издательство "Жизнь и Знание". 1927. – 352 с.
21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека М.: МГУ, 1969.504 с.
22. Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики»: АСТ, АСТ Москва, Полиграфиздат; Москва; 2010
23. Орфинская В.К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: Автореф. докт. дисс. Л., 1960.
24. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
25. Слобин Д., Грин Дж, Психолингвистика. М., 1997.
26. Спрингер С, Дейч Г. С74 Левый мозг, правый, мозг:. Пер. с англ. — М.: Мир,. 1983. —256 с, ил.
27. Спрингер С., Дейч Г. Правый мозг, левый мозг: Асимметрия мозга / Пер. с англ. А.Н. Чепковой и И.В.Викторовой.- М.: Мир, 1983,- 256 с.
28. Сэйтл, Салии. Нейромания. Как мы теряем разум в эпоху расцвета науки о мозге / Салли Сэйтл, Скотт О. Лиленфельд; [пер. с англ. Ю.В.Рябининой]. – Москва: Издательство «Э», 1016 – 368 с. – (совершенный мозг)
29. Хомская Е.Д. Нейропсихология. -М.: МГУ, 1987. -с.288.
30. Цейтлин С.Н. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000, 238 с.
31. Храковская М.Г. Афазия, Агнозия. Апраксия. Методика восстановления. – СПб. : Нестор-История, 2017. 312 с.