Что такое Общее Недоразвитие Речи (ОНР)
Р. Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т.е. нарушения всех компонентов речи при сохранном физическом слухе.
На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения у детей в возрасте 5—6 лет, тогда, как у детей того же возраста, но без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».
На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя и искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы.
В речи детей часто встречаются грубые ошибки при употреблении грамматических форм. Словесное обобщение существенно затруднено. Одним и тем же словом называются предметы, имеющие внешнее сходство, близкие по назначению или другим признакам. Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами. Звукопроизносительная сторона речи сильно отстает от возрастной нормы - нарушено произношение большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих); грубо нарушена передача слов разного слогового состава. Наиболее характерно сокращение количества слогов («сковода» — сковорода), отмечаются перестановки слогов, звуков («басаги» — сапоги), замена слогов. При своевременном коррекционном воздействии дети переходят на третий уровень речевого развития, что даёт им возможность повысить качество речи.
Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение всё ещё затруднено.
Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Фонематические процессы недоразвиты, т. е. дети затрудняются в различении звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров). Так, один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.
Дети уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и друзьях, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ. Словарный запас детей растёт, но имеют место лексические ошибки: неточности, подмены названий, взаимозамещения. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Т. Б. Филичева выделяет ещё и четвёртый уровень, характеризующийся лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.
Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции. Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Да и болеют такие дети чаще других. Им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы — плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.
У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов в познавательной деятельности, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Кроме того, для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребёнка был в достаточной степени сформирован ряд речевых и неречевых функций: различение звуков на слух, правильное их произношение, языковой анализ и синтез, который включает фонематический анализ и синтез, слоговой анализ и синтез. У дошкольника должен быть сформирован анализ предложения на слова, сформированность лексико-грамматической стороны речи, высокий уровень развития зрительного и слухового анализа и синтеза, внимания, памяти (различных видов), пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтения, приводит к возникновению дисграфии и дислексии.
Используемая литература:
1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.:Просвещение,1967
// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250