Развитие органов артикуляции

        Развитие органов артикуляции

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

 

1.     Артикуляционной гимнастикой и самомассажем занимайтесь ежедневно в течении 5-10 минут перед зеркалом.

2. Занятия проводятся в игровой форме.

3. Поощряйте каждое усилие ребёнка к выполнению заданий и контролю за собственной речью.

4. Следите, чтобы ребёнок не уставал!

5. Выполняйте все указания логопеда и его советы.

6. Регулярно посещайте логопедические консультации в дет. саду.

7. Содержите тетрадь в порядке, красочно оформляйте.

8. Приносите тетрадь в дет. сад, не забывайте её дома.

9. Ребёнок должен иметь с собой чистый носовой платок.

 

 

я.jpg

 

 

   ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

 

 

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.

 

«КАЧЕЛИ» Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ» Рот закрыт. Напряжённым языком упираться то в одну, то в другую щёку.

 

«ПОЧИСТИ ЗУБКИ» Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

 

«КАТУШКА» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.

 

«ЛОШАДКА» Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 

«ГАРМОШКА» Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

 

 

ч.jpg

                      

 

 

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

 

«ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

 

«ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, язык спокойно лежит на нижней губе, широкий расслабленный.

 

«ЧАШЕЧКА» Рот широко раскрыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 

«ИГОЛОЧКА» / «стрелочка», «жало» / Рот открыт. Кончик языка узкий напряжённый выдвинутый вперёд.

 

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ» / Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

 

«ТРУБОЧКА» Рот открыт. Боковые края загнуты вверх

 

«ГРИБОК» Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ 6-8 РАЗ.

 

САМОМАССАЖ

1.     Начиная с кончика языка, покусывать его зубками, продвигая язык вперёд-5 раз.

 

2.     Пожевать язычок то слева, то с права, проглотить слюнку-5 раз.

 

3.     Просовывать язычок сквозь сжатые зубки-10 раз.

 

 

                               УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЁК

 

1.     Надуть обе щеки, держать под счёт до 10-15, дышать носом. Сдуть, повторить .

 

2.     Надувать щёки попеременно, губы сомкнуты.

 

3.     Чередовать упр. «Толстушка» - надувать щёки - «Худышка» - втягивать щёки.

 

4.     «Рыбка» - втянуть щёки, шевелить губами.

 

5.     Дуть на ветрячки, султанчики и пр., не надувая щёк.

 

6.     Пить соки и др. через пластиковые трубочки.

 

7.     Массажировать щёчки ручками – поглаживать, пощипывать, похлопывать, разминать круговыми движениями.

 

 

 

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 

1. «Рыбка» - развитие нижнедиафрагмального дыхания – надуваем животик на вдохе, на выдохе животик сдуваем. Плечики подниматься не должны! Рукой контролируем выполнение упр. Взрослый приговаривает: «Рыбка на волнах качается – поднимается и опускается».

 

2. Отработка правильного дыхания на упр. «Сдуй с руки ватку», «Задуй свечку» и др. Щёки не надувать!

 

3.Сделать глубокий правильный вдох. Немного задержать дыхание /пауза/ и на выдохе долго петь звуки «А, У, И, О, Э, Ы», экономно расходуя воздух.

 

4.На выдохе петь два звука «А-У», три «А-У-И», четыре «А-У-И-О».

 

5. «Понюхать» воображаемый цветок и на выдохе сказать «АХ».

 

6.Надувание ребёнком резиновых игрушек, шариков. Выдувать мыльные пузыри.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

 

«УЛЫБКА» Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

 

«ЗАБОРЧИК» Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

 

«ТРУБОЧКА» Вытягивания губ вперёд длинной трубочкой.

«ХОБОТОК» Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

 

«БУБЛИК», «РУПОР» Зубы сомкнуты. Губы округленны и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положение губ: «заборчик» – «бублик», «улыбка»-«хоботок».

 

«КРОЛИК» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.


Логопедический Мастер-класс для родителей

«Весёлый язычок»

Развитие артикуляционной моторики

 

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

·   проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

·   проведение работы по борьбе с саливацией;

·   проведение артикуляционной гимнастики.

 

с.jpg

 

 Артикуляционная гимнастика

 

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

 

сс.jpg

 

 

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

ссс.jpg

 

Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

 

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

 

сссс.jpg

 

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.«Непослушные губки». Покусывание и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.«Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.«Рыбка»:

· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.«Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6.«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

7.«Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать нижнюю губу, обнажая нижние зубы.

8.«Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.«Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

· удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

·    удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

 

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.«Толстушка». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3.«Худышка». Втянуть щеки.

4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

ссссс.jpg

 

 

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнас­тики рекомендуются следующие упражнения:

· помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

· вытягивание языка вперед и убирание его назад;

·  стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2.«Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3.«Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4.«Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.

5.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6.«Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.«Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

8.«Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.«Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.«Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.«Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.«Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.«Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17.«Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18.«Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.«Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.

20.«Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21.«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22.«Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.«Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.«Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.«Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26.«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получается звук, похожий на детское «поддразнивание».

27.«Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:

1.«Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2.«Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно , избегая резких движений.

3.«Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4.«Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5.«Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6.«Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7.«Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ла­дони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8.«Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9.«Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10.     «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

 

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.«Спать хочется»:

·позевывать с открытым и закрытым ртом;

·позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2.«Горлышко болит»:

·произвольно покашливать ;

·хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

·покашливать с высунутым языком;

·имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

·полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

·глотать воду маленькими порциями(20-30 глотков);

·глотать капли воды, сока.

3.«Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

·стону;

·мычанию;

·свисту.

6.«Силач»:

·запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

·опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

·запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;

·выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

7.Произносить гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у] на твердой атаке.

8. «Ишачок». Произносить, удерживая кончик вы­сунутого языка пальцами, и-а. Звук [и] отделяется от звука [а] паузой.

9.Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

 

сссссс.jpg

 


Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики

Сказка о Веселом Язычке

Может быть использована для выработки артикуляционного уклада звуков Р, Р’

Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Догадайтесь, что это за домик?

В домике этом

ф.jpg

Красные двери, 

Белые звери

Сидят у дверей.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

   Правильно. Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются — вот так (рот закрыт, рот открыт)

   Непоседа Язычок не сидит на месте. Он очень любопытный. Все ему хочется знать. Язычок открыл широко дверь, выглянул на улицу (язык широкий, лопаточкой Посмотрел наверх — светит ли солнышко, потом посмотрел вниз — нет ли луж на земле (упр. ) Заглянул под крылечко (широкий язык вставить между губой и зубами). Осмотрелся, увидал качели и побежал на качели. Смело вверх — вниз (широкий язык прикасается к бугоркам за верхними зубами, затем — к бугоркам за нижними зубами, рот открыт). Все выше взлетают качели.

На качелях я качаюсь,

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

(Широким языком прикасаться к бугоркам за нижними зубами, затем поднимать язык вверх к мягкому нёбу)

Затем увидел маляра,

Красить потолок пора,

Стала кисточка плясать,

Нам потолочек не узнать.

(Упр. «Маляр»)

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

(Упр. «Чьи зубы чище»)

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Он с лошадкой погуляет,

(Упр. «Лошадка»)

Грибов насобирает,

(Упр. «Грибок»)

На гармошке он сыграет

И песенку споет:

«На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язьгчок прижму,

Ниже челюсть отведу».

(Упр. «Гармошка»)

А потом попляшет.

(Упр. «Пощелкать кончиком языка»)

Язычок наш много сделал дел, пел и танцевал. Очень сильно он устал. Чтобы сил больше набрать, решил он поесть вкусного варенья. Варенье сладкое, душистое, ароматное. Испачкалась верхняя губа, надо ее облизать (упр. «Вкусное варенье»).

Язычок поел, лег на диван, включил телевизор и увидел на зеленой поляне жеребят и индюшат. Жеребята скачут на поляне, играют, резвятся (упр. «Фырканье») а малышата-индюшата весело болбочут: «Бл-бл-бл» (упр. «Индюк») Переключил Язычок телевизор на другую программу. На экране — цирк. Искусные фокусники показывают фокусы (упр. «Фокус») Веселые клоуны со ревнуются в стрельбе по воздушным шарикам. «П-т» — есть по падание! (упр. «Автомат») А вот и барабанщиков отряд, звонко палочки стучат: «д-д» (упр. «Барабан-I») Дробь веселая слышна:

«да-ды» (упр. «Барабан-II») Посмотрел Язычок телевизор, и захотелось ему спать. Выключил телевизор. дверь он запер на за мок. Лег в кроватку и умолк.

Стихотворные тексты и загадки для использования при выполнении артикуляционных упражнений

Язык широкий положи и спокойным удержи.

(упр. «Лопатка Блинчик»)

 Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

(упр. «Иголочка — Лопаточка»)

 А потом пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

(упр. «Язычок перешагивает через зубы»)

 Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

(упр. «Маляр»)

 Гвозди, молоток и клещи — нужные в работе вещи.

Молоток стучит: тук-тук!

Язычку я лучший друг

(упр. «Автомат»)

 Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела — и снова за дело.

(упр. «Лошадка»)

 Поиграю я в футбол

И забью с разбега гол.

Очень сложная задача — загонять в ворота мячик.

(упр. «Забей в ворота гол»)

 На крылечке полежал —

(упр. «Лепешка»)

 На качели побежал.

(упр. «Качели»)

 Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(упр. «3аборчик»)

  Наш веселый язычок

Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо...

(упр. «Часики»)

 Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца.

(упр. «Улыбка»)

 Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну...

(упр. «Хоботок»)

 Губы сложим в трубочку — на дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем:

Ду, ду, ду-ду-ду!

(упр. «Трубочка»)

 Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка-побудочка.

Мне понравилось играть, повторю-ка все опять!

(упр. «Заборчик — хоботок — трубочка»)

 Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

(упр. «Лопаточка блинчик»)

 Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «иголочкой» потом

Потянем тонким острием.

(упр. «Лопатка — иголочка»)

 Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

(упр. «Чашечка»)

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи

И внутри,

Не болели чтоб они.

(упр. «Чьи зубы чище»)

 Я лошадка серый бок!

Я копытцем постучу.

Если хочешь — прокачу.

Посмотри, как я красива:

Хороши и хвост, и грива.

(упр. «Лошадка»)

 На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка — шляпка на макушке.

Наша Даша в лес пошла,

Наша Даша гриб нашла.

Вот и нет волнушки на лесной опушке.

(упр. «Грибок»)

 Все время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит.

(упр. Подражать стуку дятла: д-д-д)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

(упр. Барабан-I)

 На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

(упр. «Киска сердится»)

 На деревья, на лужок

Выпал беленький снежок.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

(упр. «Саночки»)

 Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(упр. Лошадка»)

 Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.

(упр. «Заборчик»)

 На парад

Идет отряд.

Барабанщик

Очень рад:

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа подряд.

(упр. «Барабан»)

 Сани, сани

Едут сами.

Через горы и леса

Едут сани-чудеса!

(упр. «Саночки»)

 Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

(упр. «Лошадка»)

  Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.

(упр. «Грибок»)

 Вот на крыше без опаски

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

(упр. «Маляр»)

 Маляры пришли втроем,

Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый,

Стал нарядный и веселый.

(упр. «Маляр»)

 Утром рано на лесной полянке

Звонко, звонко зайчик барабанит:

«д-д-д-д, да-ды, да-ды

(упр. «Барабан»)

 Пирожки в печи пекла

Хлопотливая пчела.

Извела на пирожки

Полнаперсточка муки.

(упр. «Пирожок»)

 Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

пастушку я отдала.

(упр. «Трубочка»)

 Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

(упр. «Грибок»)

 На трубе мы все играем,

мы детишек забавляем:

Ту-ту-ту, ту-ту-ту!

(упр. «Трубочка»)

 В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

Да-дыт, да-ды, да-ды!

(упр. «Барабан 1»)

 Матросская шапка,

Веревка в руке.

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

(упр. «Пароход»)

 Осень! У тебя мы спросим:

— что в подарок принесла?

— принесла я вам муки

— значит, будут пирожки.

(упр. «Пирожок»)

 Я хотел устроить бал

И гостей к себе позвал.

Взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый пирог.

(упр. «Пирожок»)

 На зеленой хрупкой ножке

вырос шарик у дорожки.

(упр. «Надуть щеки»)

Ходит город-великан

на работу в океан.

(упр. «Пароход»)

 Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(упр. «Иголочка»)

 Рос шар бел.

Дунул ветер — и шар улетел.

(упр. «Надуть щеки»)

 Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны

(упр. «Хоботок»)

 Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

(упр. «Надуть щеки»)

 Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел

— прямо по морю пошел!

(упр. «Пароход»)