Классификация речевых нарушений

            Классификация речевых нарушений


Классификация речевых нарушений     

Речь играет исключительную функцию обще­ния ребёнка с  окружающими, она является базой для развития мы­шления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Важно как можно раньше выявить  и начать преодолевать  речевые нарушения, которые встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии и могут затрагивать различные компоненты речи.

Одни из них касаются только процес­сов произношения и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений.  Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влеку­щим за собой нарушения чтения и письма.  Третьи представляют со­бой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребёнка в школе и его социальной адаптации.

      Итак, дети с нарушениями речевого развития — это особая кате­гория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.  

Известны две классификации речевых нарушений:

– клинико-педагогическая;

– психолого-педагогическая (по Р.Е.Левиной);

1.  Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но не привязываются строго к формам заболеваний:

й.jpg

1. Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

4. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).

5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).

6. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

8. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

9. Афазия – полная или частичная утрата речи из-за локальных поражений головного мозга.

10. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

11. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

2. Психолого-педагогическая классификация возникла в результате ориентации логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи:

Нарушения речи, выделяемые в психолого-педагогической классификации

                                                   цуа.jpg                                                                                     цуа.jpg

I.Нарушения средств общения

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

2. Общее недоразвитие речи.

II. Нарушение в применении средств общения

1.     Заикание.

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи – различные  сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

3. Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.     

    В этой классификации не выделены отдельно  нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их отсроченные последствия.

        Используемая литература: Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998