Развитие мелкой моторики пальцев рук

        Развитие мелкой моторики пальцев рук

Говорим красиво

Все родители хотят, чтобы речь их ребёнка была выразительной. Что ж, помогите ему! Объяснять лучше всего прямо « на пальцах». Пальчиковые игры - отличный способ разговорить кроху…

С какого возраста надо начинать работу над звуками? Чем раньше заняться этим, тем лучше. При этом необязательно постоянно напоминать малышу, что с ним проводят какие-то специальные уроки! Пусть всё будет походить на весёлые забавы. Если вы помните, наша речь тесно связанна с движением, и в частности-с работой пальцев рук. Учёные придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развития двигательного центра речи. Так что, добиваясь от малыша чёткого звукопроизношения, привлечём к работе пальчики! Их слаженная работа-залог правильной, чёткой и выразительной речи.

Зовём по имени.

Создать игровую обстановку не так уж и сложно. Уютно устроившись с малышом на диване, можно тут же приступать к делу. Знаете ли, к примеру, ваш кроха, что у каждого пальчика может быть имя? Пусть это будет для него маленькое открытием! Итак, возьмите в свою ладонь крошечную детскую ручку, ласково погладьте и помассируйте каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой кисти. Можете пощекотать, поцеловать ладошку малыша. А затем посчитайте вмести пальчики, и назовите их поимённо.

Читая вслух стихотворение, не забывайте показывать и легонько потряхивать каждый пальчик. Детей это так забавляет! Не расстраивайтесь, если малыш не сразу запомнит их по именам, а тем более всё стихотворение. Запаситесь терпением и повторяйте пройденное в течение нескольких недель.

Правой-левой?

Приучая ребёнка имитировать с помощью пальчиков различные движения, попутно поупражняйтесь в оприделении-где у нас правая, а где левая рука. Неудивительно, что малыши их часто путают. Многие родители зачастую и не подозревают, что их ребёнок-левша. Ложку его приучили брать в правую руку, а вот карандаш он нет-нет, да и возьмёт в левую… Может быть, случайно?

Что ж, давайте, проверим, так ли это. Есть несколько приёмов, позволяющих определить, какая рука у человека является ведущей. Вот самый простой. Растопырим пальцы на обеих руках, а затем быстро соединим ладони, сцепив кисти в замок. Теперь посмотрим, большой палец, какой руки оказался с верху. Правый-значит, человек 100% правша. Если левой-значит, левша, может быть явным или скрытым, переученным. Опробуйте эту методику на ком-нибудь из близких, а затем в виде игры предложите сделать то же самое ребёнку. Узнав истинное положение вещей, легче понять проблемы малыша. Подобные знания помогут вам избежать серьёзных ошибок во взаимоотношениях с ребёнком.

У маленьких левшей выше вероятность речевых нарушений. Их ни в коем случае нельзя насильно учить чему-либо или грубо «ломать» устоявшиеся привычки. Таких детей необходимо оберегать от всевозможных потрясений. Неблагоприятные факторы могут привести к заиканию, афонии и дисфонии "«потере голоса", а также к массе других неприятностей.

Игра на пользу.

Удовлетворяя потребности в движении, мы способствуем его полноценному развитию. Мелкая моторики особенно тесно связанна с процессом формирования речи. Существует масса народных игр, а также тех, что придуманы специалистами-логопедами. Все они помогают малышам не только научиться ловко, владеть своими пальчиками, но и красиво говорить. Попробуйте выучить вместе с ребёнком некоторые из предлагаемых игр. Для начала потренируйтесь сами, а затем приступайте к занятиям с малышом. Выполняя каждый день эти нехитрые движения, ребёнок значительно быстрее справиться с «трудными» звуками, научится управлять своим голосом. А ещё он почувствует себя артистом, ведь пальчики так замечательно разыгрывают маленькие спектакли под его руководством! Понаблюдайте, как преображается ваш ребёнок во время пальчиковых игр, каким выразительным становится его голос, какой разнообразной мимика. Так, шаг за шагом, вы помогаете крохе постигать основы правильной и красивой речи.

На заметку

Тренировочные упражнения для ребячьих пальчиков полезны, и дети с удовольствием их выполняют. Но не следует давать малышу большую нагрузку. Лучше начать с малого, а затем постепенно добавлять упражнения. предложите крохе изобразить с помощью пальцев, как он режет ножницами, пилит, кормит цыплят. Возможно, малыш захочет придумать и что-то своё. Так пусть пробует!

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ С РАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др. ) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

       Оптимально использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика, на наш взгляд, послужит сразу двум важным целям и не требует дополнительного времени.

       Однако традиционно на физкультминутках движения сопровождаются речью детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Это вызвало необходимость составить для каждого из пальцевых упражнений подходящий по смыслу стихотворный текст. И как показал наш опыт, сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

       В течение трёх лет проводили обучающий эксперимент на базе яслей-сада. Были поставлены следующие задачи:

1.      Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2.      Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.

3.      Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп.

4.      Установить , влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

5.      Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Известно, что длительность физкультпаузе на одном занятии составляет 2-3 минуты. Таким образом, общая сумма времени для развития пальцевой моторики составила для ребёнка 6-9 минут в день. Физкультминутки проводились примерно в середине занятий.

Текст стремились составить так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось возможно большее кол-во разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. В начале эксперимента у большинства детей наблюдался ряд трудностей: пальцы были малоподвижны, их движения неточны, темп даже самых лёгких упражнений замедлен.

Уже к концу 4-го месяца дети, с которыми проводились физкультминутки для развития тонких движений пальцевых рук, овладели самыми сложными упражнениями. Но это оказалось не единственным их достижением по сравнению с детьми контрольных групп. В логопедических группах, где шёл эксперимент, дети быстрее овладели правильным произношением звуков. Эти же дети при обучении элементам письма продемонстрировали лучший нажим, вели более «уверенные» линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон букв; они заметно лучше своих сверстников из контрольных групп справлялись с программными требованиями по изобразительной деятельности.

Массаж

Су-джок

ккккккк.jpg

фффф.jpg


«А я с мячиком дружу»

*      Я мячом круги катаю,

*      Взад - вперед его гоняю.

*      Им поглажу я ладошку.

*      Будто я сметаю крошку,

*      И сожму его немножко,

*      Как сжимает лапу кошка,

*      Каждым пальцем мяч прижму,

*      И другой рукой начну.

ф.jpg

 «Волшебный шарик»

(Выполняем движения в соответствии с текстом)


Этот шарик непростой,

(любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой.

(накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть  
И ладошки согревать.

(катаем шарик горизонтально)

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

(катаем шарик вертикально)

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

(катаем шарик горизонтально)

Катаем, катаем, катаем 

Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик вертикально)

Как колобок мы покатаем,

Сильней на шарик нажимаем.

(катаем шарик в центре ладошки)

«Веселая игра»

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

В ручку правую возьмём,     
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

«Ёжик»

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?


ё.jpg

 


Пальчиковые игры

   В логопедической группе необходимо тренировать не только артикуляционный ап­парат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнооб­разным, эмоционально-прият­ным, неутомительным, дина­мичным. К здоровьесберегающим  технологиям в коррекционной работе с детьми относят­ся развлечения и досуги, кото­рые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в доступном темпе, с веселым настроением, со сме­ной поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением малыши выполняют двига­тельные упражнения с исполь­зованием необычного ма­териала, потому что задания превращаются в игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «паль­чики-путешественники» и другие.

   Интерес и яркие эмоции  вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге, нетрадиционные приёмы рисования. Ведь  рисовать можно не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пу­говицами, веревочками и т. д. Волшебные превращения этих материалов в рисунки раду­ют детей.

   Данные  игры сначала можно использовать как са­мостоятельные, а потом включать в логоритмические занятия.

   Содержание пальчиковых игр перекликается с  лек­сическими темами, изучаемыми в логопедической группе стар­шего дошкольного возраста.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Выгодская И.Г., Берковская H.В., Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедичес­кой группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.

Светлова И. Развиваем мел­кую моторику и координацию движений рук. М., 2001.



Тема «Фрукты»

Самомассаж пальчиков

(со­единение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчика­ми мяч-прыгун).

Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую сти­хотворную строку, при этом ла­дони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз —

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак,

большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики по­шли в лес: топ-топ, топ-топ.

Имитировать ходьбу паль­чиков в заданном ритме, тем­пе: указательным и средним, большим и указательным.

Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яб­локи.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы под­нять вверх.

Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3. Яблоки кислые. Махнуть рукой «эх».
Сморщиться и слегка высу­нуть язык.

4. Яблоки соберем в корзи­ны.

Пальцы рук переплести «корзинкой».

Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».

5. Дома сварим из яблок ва­ренье.

Большой палец правой руки поднять кверху —

жест одоб­рения.

Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6.Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вывали к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам.

Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодоч­кой». Руками делать волнооб­разные движения.

Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8.  Приплыли домой. Соединить кончики паль­цев (пальцы «домиком»).

Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра «Варим мы компот»

Дети по­очередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Тема «Грибы»

Самомассаж подушечек пальцев

Самомассаж зубными щетками.

На каждую стихотворную строчку дети растирают поду­шечки одного пальца

Правая рука:

Вылезли на кочке (мизинец)

Мелкие грибочки: (безымянный палец)

Грузди и свинушки, (средний палец)

Рыжики, волнушки. (указательный палец)

Даже маленький пенек (большой палец)

Левая рука:

Удивленья скрыть не мог.

(растирают большой палец)

Выросли опята, (указательный палец)

Скользкие маслята, (средний палец)

Бледные поганки, (безымянный палец)

Встали на полянке. (мизинец)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики по­шли в лес: топ-топ, топ-топ.

Имитировать ходьбу паль­чиков в заданном ритме, тем­пе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2.   На опушке — большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.

Язык высунуть и напря­женно тянуть к носу.

3.  Под деревом растут гри­бы. У одних грибов ножки толстые. Щепотью одной руки пока­зать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положе­ние рук менять; то, что дела­ла правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).

Язык сначала мягко при­сосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).

4.  У других грибов ножки тонкие.

Указательный палец одной руки — ножка, ладонь дру­гой руки — шляпка; положе­ние рук менять.

5.   Дерево растет.

Руки тянуть вверх, к сол­нышку. Язык тянуть к носу.

6.  Грибы растут. Руки. См. пункт 3.

Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».

7.  Соберем грибы в корзи­ны.

Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык — «чашечкой».

8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам.

Язык плавно двигать впе­ред-назад.

9. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодоч­кой». Руками делать волнооб­разные движения.

Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

10. Приплыли домой.

Соединить кончики паль­цев (пальцы «домиком»).

Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковые игры

Игра «Грибочки»

Дети прокатывают мяч-пры­гун по спирали пальцами правой или левой руки. Дви­жения сопровождают стихотво­рением.

Хочет белка все грибочки

Поразвесить на сучочки,

Чтоб, когда придет зима,

Вдоволь кушала она.

Тема «Овощи»

Самомассаж фаланг пальцев

Самомассаж мячиками-ежиками. На каж­дый ударный слог — разми­нание фаланги одного пальца, направление массажных дви­жений — от ногтевой фалан­ги (подушечки) к основанию пальца.

Левая рука:

Вырос у нас чесночок, (указа­тельный палец)

Перец, томат, кабачок, (средний палец)

Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)

Лук и немного горошка. (мизинец)

Правая рука:

Овощи мы собирали. (разминают мизинец)

Ими друзей угощали, (безымянный палец)

Квасили, ели, солили, (средний палец)

С дачи домой увозили. (указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород.

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики по­шли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу паль­чиков в заданном ритме, тем­пе: указательным и средним, большим и указательным.

Язык двигать вверх-вниз.

2.  Подошли к огороду.

Ладони ребрами тесно при­жать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

3.  На опушке леса растут помидоры.

Ладони ребрами тесно при­жать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять.

Язык высунуть и напря­женно тянуть к нёбу.

4. Помидоры соберем в кор­зину.

Пальцы рук переплетены «корзинкой».

Язык — «чашечкой».

Пальчиковые игры

Игра «У Лариски две редиски»

            Бельевой прищепкой пооче­редно «кусаем» ногтевые фалан­ги («подушечки») от указатель­ного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:

У Лариски — две редиски,

У Алешки — две картошки,

А у Вовки — две морковки,

А у Петьки — две редьки.

Игра «Капуста»

            Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиа­туру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем.

Тема «Ягоды»

Самомассаж рук

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный ша­рик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики по­шли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу паль­чиков в заданном ритме, тем­пе: указательным и средним, большим и указательным.

Язык двигать вверх-вниз.

2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-глад­кой.

Ладони ребрами тесно при­жать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свобод­но положить на нижнюю губу.

3.  На полянке растет мали­на.

Ладони ребрами тесно при­жать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх.

Язык вынуть и напряжен­но тянуть к носу.

4. Собираем малину в кор­зину.

Переплести пальцы «корзи­ной».

Язык — «чашечкой».

5. Дома сварим из малины варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения.

Улыбнуться и облизать верх­нюю и нижнюю губу.

6.Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам.

Плавное движение широ­ким языком вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодоч­кой». Руками делать волнооб­разные движения.

Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.

8. Приплыли домой. Соединить кончики паль­цев (пальцы «домиком»).

Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра

«В лес идем мы погулять»

            Лес — решетка для рако­вины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» ука­зательным и средним пальца­ми по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Тема «Дикие животные»

Самомассаж ладоней

Логопедическими перчат­ками (с нашитыми пуговица­ми), мочалками для чистки раковин, щеткой для волос — на ударные слоги.

Гладила мама ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат».

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики по­шли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу паль­чиков в заданном ритме, тем­пе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-глад­кой.

Ладони ребрами тесно при­жать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свобод­но положить на нижнюю губу.

3. На опушке большое-боль­шое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.

Язык высунуть и напря­женно тянуть к носу.

4.  Вот крона дерева. Пальцы чуть согнуть. Язык — «чашечкой».

5.  На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выгляды­вает из дупла, то прячется.

Руки соединить ребрами ладоней «чашечкой».

Большие пальцы то опуска­ются на дно чашечки, то раз­водятся в стороны.

Язык «чашечкой» двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.

Пальчиковые игры

 Игра «В зоопарке»

Используется решетка для раковины, мыльница (плоская) с, шипами. Дети «ходят» ука­зательным и средним пальца­ми по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд —

Медвежат, волчат, бобрят.

«Загадки»

Универсальное панно (ав­торское) и мяч-прыгун. Дети, прокатывая мяч по дорожкам панно пальцами правой (ле­вой) руки, сопровождают игру загадками.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

(Еж.)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь.)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

(Заяц.)

Тема «Семья»

Самомассаж пальчиков

—  массаж «четками» — перебирание бус («четок»), счи­тать количество бус (в прямом и обратном порядке);

— воздушными шарами-«шалунами» (наполнители — соль, мука, рис, мелкие ка­мушки) массировать пальчи­ки, приговаривая:

И у бабушки есть, И у дедушки есть,

И у мамы есть, И у папы есть,

И у сына есть, И у дочки есть,

Чтобы его узнать —

Надо вслух назвать. (Имя.)

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики по­шли в лес: топ-топ, топ-топ.

Имитировать ходьбу паль­чиков в заданном ритме, тем­пе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2.Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-глад­кой. Ладони ребрами тесно при­жать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

3. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.

Язык высунуть и напря­женно тянуть к носу.

4. Вот крона дерева. Пальцы чуть согнуть. Язык — «чашечкой».

5.  Крона состоит из веток и листьев.

Пальцы напряженно вытя­нуть и широко расставить.

Ладони соединить «чашеч­кой ». Язык — «чашечкой».

6.  Листья так весело игра­ют с ветерком летом, а осенью опадают.

Пальцы широко расставить и попеременно двигать.

Кисти расслабить, руки свободно опустить.

Язык двигать вверх-вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.

7.  Вот корни дерева.

Кисти рук тыльной сторо­ной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз. Язык напряженно тянуть вниз.

Пальчиковые игры

Игра «Кто живет в моей квартире»

Квартира — решетка для раковины или подставка под горячее (с клеточками). «Ходить» указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг.

Раз, два, три, четыре.

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять —

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра,

Бабушка, дедушка и я —

Вот и вся моя семья.

Игра «Пальчик-мальчик»

Две пробки от пластиковых буты­лок положить резьбой вверх. На них поставить указательный и средний пальцы. Двигаться, делая шаг на каждый удар­ный слог стиха.

Пальчик-мальчик, где тыбыл?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.


Технологии развития мелкой моторики  

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики под­готавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.B. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозави­симость речевой и моторной деятельности, то при нали­чии речевого дефекта у ребенка особое внимание необ­ходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправ­ление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимули­рующим влиянием на развитие речи являются, по мне­нию М.М. Кольцовой, и «мощным средством повыше­ния работоспособности головного мозга».

йй.jpg

У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

Работа по развитию кистей рук проводится система­тически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:

а)    упражнения для развития мелкой моторики вклю­чаются в занятия логопеда и воспитателей;

б)   игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в)    пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специаль­но отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями;

г)    игры и действия с предметами — на физкультур­ных занятиях.

В начале учебного года дети часто испытывают за­труднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, внача­ле выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному вы­полнению.

Можно рекомендовать следующие эффективные при­емы развития мелкой моторики рук.

1. Кинезитерапия

От греч.kinesis — движение,therapia — лечение.

В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следова­тельно, учиться и постигать.

Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздей­ствовать на его развитие, — с другой.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба вы­полняется в прямом и обратном (от мизинца к указатель­ному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8- 10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

«Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

«Ребро—ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

«Домик». Соедините концевые фаланги выпрямлен­ных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием на­жмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

«Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонталь­ном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

«Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».

«Подъемный кран-1». Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальца­ми возьмите карандаш со стола, приподнимите и опус­тите его. Сделайте то же левой рукой.

«Подъемный кран-2». Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коро­бочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

«Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и бе­зымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

«Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригре­ло солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляют­ся руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

«Рожицы». Выполняйте различные мимические дви­жения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивай­те губы трубочкой, широко открывайте рот.

«Умывание лица». Приложите ладони ко лбу,на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до под­бородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

«Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к дру­гу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участво­вать все пальцы обеих рук.

«Змейка-2». Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по часовой стрелке и против (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновре­менно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поме­няйте положение рук «с точностью наоборот».

«Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.

«Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка на­жав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. По­вторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении — вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

«Клоун». Совместные движения глаз и языка. Вы­двинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатывают­ся однонаправленные движения, затем — разнонаправ­ленные.

«Непослушный язык». Движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

«Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выпол­ните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

«Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который да­дут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Дру­гой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

2. Су-джок терапия

Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причи­на ее силы и безопасности.

На кистях и стопах располагаются системы высоко­активных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшен­ном виде анатомическое строение организма (рис. 1).

й.jpgПри ходьбе, беге, работе руками происходят есте­ственная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекар­ство от болезней — движение и работа.

Из всех частей тела человека кисть наиболее похо­жа на него по форме. При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный па­лец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымян­ный палец левой кисти соответствуют правой ноге. Бе­зымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого паль­ца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соот­носится с областью живота.

Стимуляция точек соответствия приводит к излече­нию. Неправильное применение никогда не наносит че­ловеку вреда — оно просто неэффективно

На предполагаемые точки соответствия нужно на­давливать с равной силой и не слишком сильно с самого начала.

Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция непроизвольное движение из-за резкой боли). Для дос­тижения лечебного эффекта необходимо ее стимулиро­вать. Сделать это можно разными способами.

Например, диагностической палочкой. Массаж точ­ки проводить вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немно­го сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и по­явления ощущения тепла в ней.

ы.jpg

 В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найден­ные точки нужно с силой  массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния.

Многократный массаж зон соответствия приводит к улуч­шению состояния.

Массаж можно осуществлять семенами, массажерами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.).

Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эф­фективным способом профилактики и лечения болез­ней является массаж пальцев, кистей и стоп эластич­ным кольцом.

Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту проце­дуру необходимо повторять несколько раз в день.

При ручном массаже указательным или большим пальцами необходимо хорошо промассажировать точки соответствия до появления в них ощущения тепла, ис­чезновения боли и затвердений.

Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногте­вых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. По­этому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Мож­но рекомендовать следующие приемы самомассажа: по­глаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результа­тивность показывает использование массажеров для рук. В комплекс могут входить упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

«Разведчик». Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проде­лайте то же для другой руки.

«Пила». Кисть и предплечье левой руки расположи­те на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны ле­вой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

«Спиралька». Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фа­ланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделай­те то же для правой руки.

«Бег по камешкам». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

«Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

«Самомассаж». Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнуты­ми указательным и средним пальцами правой руки де­лайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для пра­вой руки.

«Погреем ручки». Движения, как при растирании замерзших рук.

«Бинокли». Составление из пальцев овалов. Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочеред­но каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.

3. Японская методика пальцевого массажа

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опре­деленный орган:

· массаж большого пальца повышает активность мозга;

· массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

· массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

· массаж безымянного пальца стимулирует печень;

· массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напря­жение.

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систе­му упражнений для самомассажа.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медлен­но поднимаются к основанию. Такой массаж желатель­но сопровождать веселыми рифмовками.

Массаж ладонных поверхностей каменными, метал­лическими или стеклянными разноцветными шарика­ми «марблс». Их нужно:

· вертеть в руках;

· щелкать по ним пальцами;

· «стрелять»;

· направлять в специальные желобки и лунки-отвер­стия, состязаться в точности попадания. Массаж грецкими орехами:

· катать два ореха между ладонями;

· один орех прокатывать между пальцами;

· удерживать несколько орехов между растопыренны­ми пальцами ведущей руки и обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами:

· пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

· удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

4. Гидрогимнастика

Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново­го мячика, одну или двух бусинок, массажёров, малень­ких фигурок, палочек, карандашей и т. Д.

5. Игровые упражнения

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:

Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

Оборудование: разноцветные скрепки.

Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

Оборудование: использованная фотопленка.

Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфора­ции мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растя­нуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скру­тить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

Оборудование: нитки, шнурки, тесьма.

Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках раз­ные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.

Оборудование: пустые деревянные катушки.

Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.

Оборудование: винтики, шурупы, гайки.

Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой малень­кой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

Материал: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Содержание выполняемых действий: описывать сход­ство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Оборудование: прищепки, защипы  для волос и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конст­рукции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготав­ливать игрушки.

Оборудование: игровое тесто, глина, песок.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; ле­пить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

Оборудование: «сухие бассейны» — емкость, напол­ненная горохом.

Содержание выполняемых действий:нахождение спрятанных игрушек.

Оборудование: веревки капроновые плетеные.

Содержание выполняемых действий: завязывание узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами.

Оборудование: груша на 50 мл, сосуд с водой, фор­мочки для песочницы.

Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

Используемая литература:

1. Акименко В. М.  Развивающие технологии в логопедии  — Ростов н/Д: Феникс, 2011.

           2.  Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

           3.  Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012.

           4.  Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

          5. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

          6. В. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь,СПб.: Лань, 1996 г.