Основы нейропсихологии

    Основы нейропсихологии

Семенович А.В., Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.rar


Кинезиология в коррекционой работе с детьми с ТНР.docx


Речедвигательный тренинг и развитие межполушарного взаимодействия – важные звенья в коррекционной работе с детьми, страдающими ТНР (по Т. Трясоруковой).docx


1. О науке "Нейропсихология"

Александр Романович Лурия
- создатель новой научной дисциплины - НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

(16 июля 1902 Казань — 14 августа 1977 Москва)

- советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров его круга.

Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность        своей научной и педагогической деятельностью.

•         Термин нейропсихология является составным:

Нейрон (нервная клетка) + Психея (душа)

Составной характер термина отражает составной характер самой нейропсихологии.

Учение Ф. Галля содержало идею, противоречащую общепринятым представлениям о том, что работает как единое целое. Он выдвинул точку зрения о том, что разные области мозга предназначены для разных функций и даже свойств характера человека.

 

В конце XIX в. П.Брока (1824-1880) и К.Вернике (1848-1904) открыли центры речи,
названные в последствии их именами.
По их данным, эти центры всегда располагались
в левом полушарии.

Основные речевые области и цитоархитектонические поля. Область Вернике располагается в поле 22 височной доли на ее границе с затылочной и теменными областями. Область Брока приблизительно занимает поля 44 и 45 в центральной задней части лобной доли.

 

фффф.jpg

ОТ НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ
К НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Путь от неврологии и нейрофизиологии к нейропсихологии проложили ученые, чьи имена составляют золотой фонд науки.

Вслед за P. Broca и K. Wernice засияли имена H.Head, H.Jacson, P.Mari, A.Pika и др., а также отечественных ученых, виднейшими представителями которых являются Иван Андреевич Павлов, Михаил Иванович Сеченов, Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Николай Александрович Бернштейн и др.

На базе созданных ими учений, а также трудов выдающихся психологов — Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева и др. Александр Романович Лурия создал новую дисциплину - нейропсихологию.

 

СВЯЗЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

ффффф.jpg

 

Нейропсихология не относится к числу медицинских дисциплин, но тесно       связана с медициной.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ

Этиология – причина, происхождение какого-либо явления, в частности заболевания или нарушения.

Клиника – картина патологического состояния, совокупность определяющих его симптомов.

Патогенез — мозговые механизмы патологических последствий заболевания или неблагополучий развития.

Синдром — совокупность симптомов болезни или патологического состояния.

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ

гнозис и агнозия

праксис и апраксия

модальность (модально-специфические и модально-неспецифические явления)

кинестетические (афферентные) и кинетические (эфферентные) сигналы.

Методология - нейропсихологическое тестирование, количественный и качественный анализ выявленных синдромов, определение топики очага поражения.

СОДЕРЖАНИЕ
СОВРЕМЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Клиническая нейропсихология - изучение нейропсихологических синдромов, понимаемых как совокупность симптомов, вызванных тем или иным очагом поражения.

Экспериментальная нейропсихология - изучение различных форм нарушения ВПФ.

Методы:

•         нейропсихологическая диагностика (тестирование)

•         инструментальные:

•         ЭЭГ - электроэнцефалографические исследования КТ - компьютерная томография ЯМР - ядерно-магнитный резонанс

•         МРТ - магнитно-резонансная томография; ОФЭКТ - однофатонно-позитронная томография и др.

Нейропсихология детского возраста (возрастная нейропсихология или нейропсихология развития) – изучение особенностей последствий мозговых поражений у детей и их терапии.

Нейропсихология старческого возраста (героинтологическая)– изучение природы и терапии различных старческих дегенераций (слабоумия).

Нейропсихология творчества - мозговые основы талантливости, гениальности.

 источник: "Основы нейропсихологии" проф. Т. Г. Визель


2. Список рекомендуемой литературы к теме Нейропсихология:

     1.            АЙРЕС Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. – М.: Теревинф, 2009.- 272 с.

     2.            Амен Д. «Великолепный мозг в любом возрасте»: Эксмо; Москва; 2011. – 480 с.

     3.            АМЕН Д. Измените свой мозг - изменится жизнь

     4.            Амодт, Вонг: Тайны мозга вашего ребенка. Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18. - М.: Эксмо, 2012 г.- 480 с.

     5.            Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947,- 255 с.

     6.            Блонский П.П. Память и мышление. M.-J1.: Соцэкгиз, 1935.- 214 с.

     7.            Визель Т.Г. Значение процессов полушарного взаимодействия в патогенезе нарушений речи. Асимметрия, №4, 2010, с. 9-22. www.j-asymmetry.com

     8.            Визель Т.Г. К вопросу о природе афазии. Ж. «Дефектология», №5, 2010, с. 65-71.

     9.            Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. М.: Аст-Астерль, 2009. – 222 с.

10.            Визель Т.Г.. Как вернуть речь. М.: Секачев, 2005.

11.            Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов. Аст.Астрель. М.: 2005. – 383 с.

12.            Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Аст.Астрель. М.: 2005. – 125 с.

13.            Визель Т.Г. Приобретение и распад речи. Монография. Барнаул:     АлтГПУ, 2016. – 289 с.

14.            Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии М.: Медицина,197-216 с

15.            Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.: Изд-во АПНРСФСР, 1960, 500 с.

16.   Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. — 80 с.:

17.            Джексон Дж. X. Избранные работы по афазии / Пер. с англ. и предисл. Е. Н. Винарской,-СПб.:Нива,1996.-70 с.

18.            Иванов В.В. Чет и нечет (асимметрия мозга и знаковых систем). -М.: Сов. Радио, 1978. -184 с.

19.            Кок Е.П. Зрительные агнозии . М.:Медицина, 1967.-227 с.

20.            Кречмер Э. Медицинская психология. - Москва, 1927 год. Издательство "Жизнь и Знание". 1927. – 352 с.

21.            Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека М.: МГУ, 1969.504 с.

22.            Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики»: АСТ, АСТ Москва, Полиграфиздат; Москва; 2010

23.            Орфинская В.К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: Автореф. докт. дисс. Л., 1960.

24.            Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.

25.            Слобин Д., Грин Дж, Психолингвистика. М., 1997.

26.            Спрингер С, Дейч Г. С74          Левый   мозг, правый, мозг:. Пер.   с   англ. — М.:   Мир,. 1983. —256 с, ил.

27.            Спрингер С., Дейч Г. Правый мозг, левый мозг: Асимметрия мозга / Пер. с англ. А.Н. Чепковой и И.В.Викторовой.- М.: Мир, 1983,- 256 с.

28.            Сэйтл, Салии.   Нейромания. Как мы теряем разум в эпоху расцвета науки о мозге / Салли Сэйтл, Скотт О. Лиленфельд; [пер. с англ. Ю.В.Рябининой]. – Москва: Издательство «Э», 1016 – 368 с. – (совершенный мозг)

29.            Хомская Е.Д. Нейропсихология. -М.: МГУ, 1987. -с.288.

30.            Цейтлин С.Н. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000, 238 с.

31.            Храковская М.Г. Афазия, Агнозия. Апраксия. Методика восстановления. – СПб. : Нестор-История, 2017. 312 с.